Найти тему
9492 подписчика

#Музейныйкалендарь


3 апреля отмечается веселый неофициальный праздник – Всемирный день вечеринки.

Крайне любопытно узнавать, как устраивались праздненства в XVIII веке. Кусково строилось как увеселительная усадьба и "вечеринки" были здесь обычным делом.

Сохранилось подробное описание встречи императрицы Екатерины II в усадьбе, во время празднования 25-летия ее царствования:

30 июня 1787 года в три часа пополудни императрица отправилась в Кусково со всем двором и блестящею свитою. С западного въезда (он тогда был основным, со стороны столицы) Екатерина вступила на кусковскую землю через великолепную арку, убранную оранжерейными растениями, между которыми были размещены символические картины с приветственными надписями. Наверху галереи играла музыка. При приближении поезда к подъемному мосту стоявший на Большом пруду 20-пушечный корабль и другие меньшие суда салютовали, с берегов также гремели пушечные выстрелы.

Через Большой сад хозяин провел царицу в сад английский и лабиринт, где при вечернем солнце показывал свои прихотливые сооружения и редкости, а после повел царицу в театр, где давали оперу «Самнитские браки» и в заключение балет.

Граф Сегюр в своих «Воспоминаниях» говорит, что стол графа Шереметева в этот день был сервирован золотою посудою на шестьдесят персон.

Граф Комаровский, видевший этот праздник, замечает в своих записках: «Что всего более удивило меня, так это плато, которое было поставлено перед императрицей. Оно представляло на возвышении рог изобилия, все из чистого золота, а на том возвышении был вензель императрицы из довольно крупных бриллиантов».

На возвратном пути из театра весь сад горел огнями (и это во времена отсутствия электрической иллюминации!); на пруду плавали лодки и гондолы с песенниками и хорами музыкантов; два обелиска по обеим сторонам пруда (они сохранились до настоящего времени и располагаются в лесопарковой зоне) представляли два ярких маяка, вдали горели щиты с вензелевыми изображениями царицы и сыпались целые каскады разноцветных огней.

Перед началом фейерверка государыне подали механического голубя, и с ее руки он полетел к щиту с ее изображением и парящей над нею Славой; вместе с этим щитом в один миг вспыхнули другие – и пруд, и сад залились ярким светом.

Во время фейерверка разом было пущено несколько тысяч больших ракет, и иностранцы, бывшие на празднике, удивлялись, как частный человек мог тратить несколько тысяч пудов пороху для минутного своего удовольствия.

2 минуты
213 читали