19 подписчиков
Цикл "Против Глупости".
Начальный рисунок цикла - "Эразм и Глупость".
Он является отсылкой к резцовой гравюре А.Дюрера "Рыцарь, смерть и дьявол", связанной с публикацией Эразмом Роттердамским его "Руководства христианского воина". Рыцарь, закованный в броню веры, в моей реплике превращается в самого Эразма.
Рыцарю-Эразму сопутствует Глупость, едущая верхом на чудище, искажённом образе доброго коня (символе души). Глупость в некотором смысле замещает дюреровские фигуры смерти и дьявола, поскольку, как явит это текст произведения, так же опасна. Между рыцарем-Эразмом и Глупостью словно бы идёт диалог, но он, исследуя доводы Глупости, погружаясь умом в топкую стихию человеческих заблуждений, не становится её союзником, и потому рыцарь молчит: он отвергает всякие мысли Глупости и тем самым побеждает её.
У ног коня бежит сенмурв - крылатый пёс - символ религиозной верности и защиты веры. В гравюре А.Дюрера на месте сенмурва тоже была изображена собака, имеющая сходное значение.
Глупость, отграниченная от рыцаря полосой тумана (туман показывает совершенную отделённость рыцаря-автора от причастности к неразумию), держит в руке цветок гортензии, означающий холодность, безразличие и бессердечность. Ведь, хотя Глупость улыбается и представляет себя благом для людей, но слова её ложны. Правой рукой она указывает рыцарю на пройденный им путь, словно предлагая отвернуться от намеченной христианским воином цели и повернуть назад, к строящейся вдалеке Башне (аналогия с Вавилонской башней) - центральному образу цикла.
У ног чудища, рядом с Глупостью, растёт дурман (обман), рута (горе, раскаяние) и мята (подозрение). На пути же рыцаря, у копыт его коня виднеется примула - побеждающая благодать.
Так же прилагаю дюреровскую гравюру "Рыцарь, смерть и дьявол" (1513). На ней всадник едет в противоположную сторону. В моей реплике он повёрнут в правую сторону, то есть по ходу рассматривания читателем цикла.
© Павлова А.
1 минута
3 апреля 2023