10,9 тыс подписчиков
В продолжение темы кузовов из неметаллических материалов публикую подробные фото деревянного каркаса кузова, построенного в Австралии для американского шасси марки "Шевроле" 1928 модельного года. Всего в его конструкции было использовано восемь различных пород дерева с различными качествами, наилучшим образом подходящими для тех или иных деталей каркаса; например, большинство силовых брусьев выполнены из твёрдой древесины разных сортов бука (цифры 5 и 7) или клёна (2).
Но особо хотелось бы остановиться на несколько ином вопросе - о том, насколько важно не увлечься при изложении темы. В самом деле - когда речь заходит о деревянных кузовах и переходе от них к цельнометаллическим, все авторы - и я в том числе - традиционно делают акцент на том, насколько сварные металлические кузова были более технологичны в массовом производстве, и как их внедрение позволило сделать закрытые седаны наиболее массовым типом кузова. Но тут важно не перегибать палку...
Да, цельнометаллические кузова "в целом" были намного более прогрессивны и технологичны, чем композитные, менее трудоёмки в изготовлении, и за счёт этого обходились производителю дешевле; за ними было будущее - но это вовсе не значит, что закрытые кузова с деревянным каркасом были "в принципе" непригодны, или хотя бы малопригодны, для массового конвейерного производства - как об этом иногда пишут.
И если в Европе в кузовостроении всё действительно очень долго оставалось весьма патриархально, и деревянные каркасы кузовные ателье часто сооружали чуть ли не целиком вручную, полукустарным способом - то в Америке эпохе массовых автомобилей с цельнометаллическими закрытыми кузовами предшествовала эпоха массовых же автомобилей с композитными закрытыми кузовами конвейерного производства, которая продлилась примерно с конца двадцатых по вторую половину тридцатых - причём эти эпохи в значительной степени наложились друг на друга по времени.
Например, тот же "Шевроле" сохранял деревянный каркас кузова до самого 1936 года (в последний год только в более дорогой линейке Master, и уже переходного типа - с заменой части деревянных балок на штампованные металлические профили) - и одной только модели Master Deluxe выпустили в том году 499 861 экземпляр. Это очень много - сравнимо или даже больше общего годового выпуска легковых автомобилей во многих развитых странах в то время. Даже если мы возьмём такие шикарные машины, как "Бьюики" старших серий с заказными фишеровскими кузовами - то и их всё равно делали в год десятки тысяч; например, в 1937 году (последнем, когда у них был деревянный каркас) построили 17 231 экземпляр модели Roadmaster 80-й серии и 4 673 - Limited 90-й.
Нельзя сказать и что конструкция кузова сильно сказывалась на розничной стоимости автомобиля, потому что производители в любом случае были вынуждены поддерживать конкурентоспособные цены на свою продукцию, вне зависимости от её конструктивных особенностей; например, "Плимут" 1928 года с композитным кузовом массового производства стоил дешевле "Доджа", имевшего цельнометаллический кузов - просто потому, что "Додж" был более престижной маркой. При объёмах выпуска порядка сотен тысяч в год во всю рулил "эффект масштаба" - и за счёт него себестоимость трудоёмкого, но выпускаемого в массовых количествах композитного кузова часто оказывалась на единицу продукции вполне приемлемой - тем более, что технологии изготовления деревянного каркаса тоже совершенствовались, и к середине тридцатых у американцев стали намного более эффективными и индустриализированными, чем за десять лет до того.
Поэтому те фирмы, которые, подобно General Motors, сумели адаптировать процесс изготовления закрытых композитных кузовов к потребностям массового производства, в целом не особо торопились от них отказываться и окончательно переходить на металл - хотя и прекрасно понимали его преимущества с точки зрения производства и эксплуатации. Цельнометаллический кузов ещё в середине тридцатых годов был важным маркетинговым преимуществом, но вовсе не обязательным требованием к современному массовому автомобилю.
3 минуты
3 апреля 2023
1788 читали