47,5 тыс подписчиков
Дезорганизация армии после Февральской революции
Пушкинский герой говорил: «Привычка — душа держав». Монархия была чем-то привычным вообще, но особо важна была военно-монархическая традиция. Уходит монархия — разваливается эта традиция. Хотите удерживать армию в дееспособном состоянии — создавайте новую военную систему с еще более жесткой дисциплиной, нежели система монархическая, и задавайте для этой системы новые идейные основания.
Сделано ли было хоть что-то подобное после Февральской революции? Нет. Факты говорят о том, что сделано было нечто диаметрально противоположное. Что же именно?
Одним из самых крупных событий начала Февральской революции стал принятый Петросоветом в ночь на 2 марта по требованиям солдатских депутатов Приказ № 1 по петроградскому гарнизону.
Этот приказ предписал создать выборные комитеты из нижних чинов во всех воинских частях и на кораблях, политически подчинял воинские части и корабли этим комитетам, а не офицерам и не Временному правительству, передавал солдатским и матросским комитетам контроль над вооружением и боезапасом частей, отменял титулование офицеров «благородиями» и объявлял равенство всех военнослужащих всех чинов в политической, гражданской и частной жизни.
Хотя этот приказ касался только Петроградского гарнизона, он вызвал «цепную реакцию» по всей армии и по всему флоту и предопределил неуклонный развал вооруженных сил. Начались массовые самосуды над неугодными офицерами, вплоть до их убийств, росли масштабы неповиновения приказам и дезертирства.
Генерал А. И. Деникин, бывший в 1917 году командующим Западным и Юго-Западным фронтами, оценивал положение русского фронта весной 1917 года так: «Всякая наша стратегия этого периода, какова бы она ни была, разбивалась о солдатскую стихию. Ибо от Петрограда до Дуная и до Диалы быстро распространялось, росло и ширилось разложение армии...»
https://t.me/historypapirus - подписаться на канал
1 минута
2 апреля 2023