28 подписчиков
Улица Красный Иртыш появилась в Болдине в конце XIX века. В те времена, чтобы обеспечить крестьян землей, им было предложено переселиться в Сибирь, на Иртыш.
Из Болдина на Иртыш поехал Архип Сковородов, его брат Иван Сковородов переселился за окраину села, за улицу Базарную. Односельчане посмеялись и назвали новое место Иртышом. Ну а после революции Красным Иртышом.
Но у местных жителей есть или была легенда, что в этом месте из Сибири поселили православных татар. Внешностью они не отличались от русских, языком владели хорошо, но в церковь первые два поколения не ходили, а молились дома. Были грамотные и сохраняли старинные былины. И передавали из поколения в поколение, что они с Иртыша. Знали татарский и стали торговать на ярмарке. Со всей округи съезжались крестьяне с разным товаром в Болдино. Село славилось своими большими базарами, его так и называли – Базарное Болдино. Их потомки и поселились компактно, а в 1860-х место стали называть Иртыш, а в 20-е годы Красный Иртыш.
Первое упоминание о Болдине встречается в Писцовых книгах 1585 года. Евстафий Михайлович Пушкин еще во времена Ивана Грозного отличился и на военном, и на дипломатическом поприщах, за что и получил болдинские земли в поместье, т. е. без права передачи по наследству.
В начале XVII века в Смутные времена, во времена польско-литовских интервенций троюродный племянник Е. М. Иван Федорович, а затем и его брат Федор Федорович Пушкины защищали Россию от захватчиков и получили поочередно те же земли в вотчину. С тех пор Болдино передавалось в роду поэта из поколения в поколение.
До прудов Назариха, за прудами – улица Новая, она появилась те времена, когда братья Пушкины делили Болдино в 1817 году. Улица тянулась от барских прудов до церкви Успения. Старожилы рассказывали, что Пушкин ходил по ней на хутор пешком: «Шел тихо, заложив руки за спину, смотрел во все стороны, вроде искал чего. А если по пути с ним идет мужик или баба, он заговорит с ними. Посмотришь – смех возьмет: о чем барину с мужиками говорить?». Удивлялись крепостные. Барин пешком ходит, да еще и разговаривает с простыми людьми. Пушкин знал всех окрестных былинщиков и стихотворцев, часто приглашал и стариков татар, это было третье поколение, местные дивились, ишь с нерусями общается.
Река Иртыш кстати была еще в Твери (приток Волги), по крайней мере с 16 по 20 век.
В Тобольске среди простых людей стихотворчество было развито даже сильнее чем среди благородных. Так Милькеев учился стихам у простых людей, его умению говорить народными стихами долго и без подготовки новыми, большинство из которых он даже не записывал. Он говорил что в Сибири таких сочинителей много.. Словцов любил слушать творения простых работников. О этом же пишет и Фонвизин, и Бичурин, который преподавал словесность, а потом записывал посадские стихи. Наверняка среди стихов были и сказки. Более чистый и мелодичный язык в Сибири, чем в Московии отмечал еще Крижанич.
Сказки не придумываются одним человеком, они плывут в народной молве, преображаются, рифмуются и разрифмовываются, но потом кем то записываются и публикуются. Попробуйте сказать автору что это его. Он скажет это мне сверху надиктовали. Это как распустить вязку и связать снова, слова как нити те же, но с чуть другим рисунком. Эти сказки проявились вот так.
Кто написал "Конька-Горбунка"?
Очевидный для тоболяков ответ оспаривается в литературных кругах. Ряд филологов приписывают авторство Пушкину, а не Ершову. Обе позиции обозначили в литературно-историческом баттле "Спор о Коньке".
Литературный баттл
2 минуты
30 марта 2023