Найти тему
1929 подписчиков

Памяти Великого Актёра Валерия Золотухина (21.06.1941 – 30.03.2013)

Понятно, что для моего поколения – это прежде всего «Бумбараш» (советский фильм 1972-го)!
Ничего, ничего, ничего,
Сабля, пуля, штыки – всё равно!
Ты любимая, да ты дождись меня,
И я – приду! (слова песни Юлия Кима)
У Золотухина и ранее были значительные роли и в театре на Таганке, и в кино («Хозяин тайги», 1969), но всё же он там всегда оставался пусть совсем немного, но в тени своих более ярких товарищей (Высоцкого и Губенко прежде всего).
Да и позже, в тех же «Маленьких трагедиях» Швейцера, исключительно сыграв Моцарта, он всё же отошёл на второй план перед Высоцким (Дон Гуан) и Смоктуновским (Сальери).
Казалось бы, это всё потому, что талант его не так ярок, как у имяреков? Да да – конечно! Не так он ярок, но зато намного более глубок! И это особенно стало видно, когда Золотухину стало за 45.
Мне вообще теперь уже стало казаться, что вся эта тогдашняя «движуха» с песнями и плясками в Театре на Таганке – совсем не то, что было надо бы природному таланту Золотухина. Он был истинно русский актёр, с рефлексией, копанием в себе, с полутонами в ролях, без никакого стремления кого-нибудь опередить. С другой стороны, если бы не Таганка, мы все вряд ли бы вообще о нём узнали.
Я бывал на спектаклях «Таганки» в Москве ещё при Любимове. Вы не поверите – но не только Золотухина не помню, но даже и на каких спектаклях был, кроме, конечно Хлопуши в исполнении Высоцкого. На «Гамлета» мне билета не достали…
Зато летом 1986-го  (или 1985-го?) «Таганка» была на гастролях в Куйбышеве (нынешней Самаре). Это был сложный период в истории театра. Главрежем был назначен Анатолий Эфрос (безусловно, один из 10-ти самых лучших советских театральных режиссёров), большинство актёров труппы старалось всячески саботировать, как бы выражая солидарность с «лишенцем» Юрием Любимовым. Золотухин не саботировал, за что был третирован. На самом деле в любом театре подобные истории – обыденность. Всегда конфликты, всегда борьба каких-то кланов. На самом деле всё очень просто – актёры привыкли жить на подмостках гипертрофированными страстями, которых в нормальной жизни не бывает, вот они и стараются, неосознанно, конечно, и в жизнь перенести эмоции со сцены.
Те актёры (про актрис просто помолчу), которые умеют оставаться нормальными людьми в реальной жизни – по-настоящему велики. Один из таких немногих – Валерий Золотухин.
Так вот, летом 1986-го в Куйбышевском театре оперы и балета (именно на этой площадке гастролировала «Таганка») на спектакле «Мизантроп» (пьеса за авторством Мольера) я испытал буквально, что теперь называется – культурный шок! Золотухин был не просто великолепен – он в своей игре был почти нереален.
А ещё потом меня сумели провести в куйбышевский «Дом актёра» на вечер Золотухина. Там он был фееричен! И песнями, и стихами, и театральными анекдотами, воспоминаниями про Высоцкого, и ещё, ешё, ещё…
Короче, мне кажется, что он был последним наследником настоящей русской актёрской школы, про которого можно сказать – Великий! 
2 минуты
175 читали