58 подписчиков
По тенденциям в образовании. Вроде бы чиновники, те самые, кто принимают решения, осознали необходимость стратегического разворота. То есть поняли, наконец, что строили, строили, и наконец - построили. Но не то, что нужно было. И вовсе не строили. Все реформы 30 последних лет, мягко говоря, не удались. Да, были нужны реформы. Но то, что было, было не реформы, а обеспечение выживаемости бюрократического аппарата в вузах и в министерствах за счет "поля" - т.е. работающих учителей и педагогов ВУЗов.
Мои пять копеек в тему, чтобы не подставить моих коллег, нынешнее и прошлое непосредственное начальство (которое уважаю).
Кто виноват - всем всё понятно. Российская бюрократия вечна и непоколебимо растёт в любые времена и в любых ситуациях. Но государство, допустившее бюрократизацию образования, несёт за это прямую ответственность. Образование должно быть дебюрократизировано! Контроль нужен и важен, но формализм в образовании, в воспитании (особенно патриотизма и человеческих ценностей) пагубен и недопустим. Формализму - нет!
Далее, мелочь, но важная.
Чиновник - раб лампы, т.е. цифры. Поэтому главный показатель - это не знания детей, а олимпиадники, результаты ОГЭ и ЕГЭ. ЕГЭ, кстати, неплохая затея, но к школе она не должна иметь ни малейшего отношения. Это должен быть чисто абитурентский экзамен и он должен быть отвязан от усилий школьных учителей, он должен быть делом престижа самого ученика и его родителей. Школа должна учить жизни и знаниям. А не ЕГЭ или ОГЭ. Нужна децифровизация образования в смысле пересмотра показателей результативности школы. Тот формализм в подходах оценки качества образования, который существует навязан западной моделью в оценке качества и является прагматическим, монетаристским (для расчета степени снижения зарплаты учителя) подходом.
Главная задача министерства до сих пор - обосновать учителю, почему его зарплата такая низкая. И всеми правдами и неправдами забрать от учителя деньги в пользу иных лиц. Красиво всё это обосновав и с безгрешной душой продолжать оплачивать труд уборщиц и подсобных рабочих выше, чем учителя. Эта практика порочна и в ней корень проблем. Труд учителя должен оцениваться по достоинству - кратное увеличение зарплаты. Это грустно и позорно для страны, когда учителя мечтают о 50 000 рублей. И страшно, когда берут по 56 часов в неделю, чтобы прожить самим и прокормить семью. Зарплата ведущего менеджера госкомпании должна смотреться жалко по сравнению заработком высокого профессионала педагогического труда.
По этому поводу вспоминается мультфильм про жадного богача, который хотел из одной шкуры сделать 7 шапок. Мастер сказал - да, можно. Итог смешон и печален. Это о том подходе, который возник после развала СССР и продолжается сейчас в отношении финансирования образования.
Далее. Образование должно быть народным. Должно быть не просто Минобрнауки, а что-то имени народного образования. И массово привлекать общество в образование. Учителям одним не справиться с теми проблемами, которые возникли в новом времени. И семья также не справляется. Нужны формы участия и бизнеса, и волонтерства, и родителей в общем деле. Варианты - шефство предприятий, бизнеса. Прямое участие предприятий в работе школы, проведение мероприятий и выход на практику. В школу должна вернуться жизнь. Производственная практика, активное участие детей в общественном труде - в постоянном труде, как прямой обязанности. Никакого аутсорсинга по мытью полов и уборке помещений! Технички пусть моют в коридорах. Классы - только дети.
В школу должен вернуться труд и ответственность детей за свой труд. Никаких - вы мне тут услуги оказываете, а я их потребляю и оцениваю. То же самое с позицией родителей. Никакой школы как сферы услуг даже в мыслях не должно существовать.
Пересмотр законодательства в отношении ответственности учителя. Ответственность обоюдная. Ответственность родителей за поведение детей, штрафы и наказания за оскорбления достоинства учителя.
Профсоюзы и сообщества учителей должны получить реальную власть, а не формальное пребывание под плинтусом, как и все учителя. Это в руках государства, и никого больше.
3 минуты
30 марта 2023