Найти тему

Родителей нередко ставит в тупик ситуация, когда ребенок вымещает свои эмоции на том, кто слабже его.


Разберем ситуацию на конкретном вопросе мамы:

«Сын свой протест, несогласие или просто из вредности стал вымещать на тех, кто не может дать сдачи, на тех, кто слабее его. На нашем коте, например.

Причем когда обсуждаем с ним - понимает и осознанно признается, что делает это специально, в знак протеста с тем, с чем не согласен.

Вижу в этом проблему и не хочу, чтобы он пошёл на улицу и стал вымещать свою обиду на тех, кто слабее его. Что же мне делать? Как можно справиться с этим?», спрашивает Анна Плотникова.

Пойдем от нашей системы.
В данном случае мы понимаем, что у ребенка происходит бунт, возмущение.

На текущий момент его собственное желание и то, что от него требует жизнь или обстоятельства, расходятся.

Он не может справиться с силой этого желания и его эмоциональную составляющую начинает рвать во все стороны! Он не знает как с этим справляться.

И более того - не хочет.

Потому что этическая составляющая этой темы в культуре семьи скорее всего не была проработана. Когда мы ее прорабатываем, человек понимает: свои негативные эмоции надо держать в узде, а не вымещать на близких, окружающих, родителях.

Есть и такое убеждение, что лучше все выместить, прокричаться, «выпустить пар». И на мой взгляд это не полезно.

Это вырабатывает в ребенке привычку вымещать свой негатив на окружающих, оправдываясь тем, что ему надо было сбросить, ему надо было от этого избавиться.

Я за то, чтобы трансформировать эти эмоции и уходить от них в область чувств.

Если ребенок умеет это делать, если он действительно способен погрузиться в сердце так, чтобы его омыло, чистило и чтобы весь негатив перегорел и ушел - это круто!

Но скорее всего надо задать вопрос: «А умеют ли это делать родители?»
Чаще всего дети, особенно младшего возраста, это делать умеют. Умеют или умели.

Родители разобрались, что тоже не владеют этой технологией?

Прекрасно!

Значит вся эта ситуация возникла для того, чтобы они вместе - и родители и ребенок проработали свое умение погружаться в силу сердца, умение туда уходить.

Освоить умение выходить из личности и уходить в мир чувств.

Оттуда все будет гораздо проще и понятнее. Ребенку будет легче понять, почему ему не нужно обижать слабых.

Он будет чувствовать отношение сердца к этому: что действительно, что-то внутри него не соглашается с таким подходом, что-то внутри него против такого подхода.

И это ценно!

Этот вопрос решается все-таки не в области этики, а на уровень глубже - в области развитости или недостаточной развитости силы сердца.

Если мы действительно будем прорабатывать ее вместе с ребенком, то и качество доверия этих отношений возрастет.

Ну а когда будут уже сердечные отношения, тогда и этическая составляющая - «что хорошо, что плохо» - в него станет входить гораздо легче.

Поэтому я за то, чтобы начинать от основ, а основа - это сила сердца!

Все это не сложно на самом деле. Это технологии, которые работают. Они изучены, проверены и отточены нами на практике.

Александр Иванов, руководитель семейного движения «Герои Будущего» и автор методики воспитания «Школа Героев»
2 минуты