Найти тему
94,9 тыс подписчиков

"Кто придумал эти уроки?", - кто ж не задавался таким вопросом хотя бы раз в жизни, будучи школьником? А ответ есть на этот вопрос. Сейчас мы об этом человеке кратко расскажем. Таких знать нужно.


28 марта 1592 года в Чехии родился Ян Коменский. Человек, как принято говорить, непростой судьбы. В разное время от чумы умерли его отец, мать, сёстры, жена, двое детей. А он выжил. А для того, чтоб уровень жизни был ещё сложнее - он принадлежал к особой религиозной общине, ответвлению гусизма - Чешские братья. Это вызвало изрядную долю неприязни от католических активистов, а также необходимость эмигрировать из родных краев, а позже и из Германии. Пришлось пожить во многих странах: Польше, Венгрии, Нидерландах
Но человек нашел себя.
Его излюбленным делом было обучение. Интересовали его как непосредственно науки, так и сам процесс познания, обучения. И вот в вопросах образования Ян Амос Коменский видел необходимость для преобразований.
В 37 лет он принялся за большой труд, это была дидактика, то есть раздел педагогики, который отвечает за проблемы обучения. Итог своей мыслительной деятельности так ему самому понравился, что он перевел его с чешского на латынь, а также озаглавил не просто "Дидактика", как было у него изначально, а "Великая дидактика".
Одним из главных принципов Коменского была пансофия, то есть создание набора универсальных знаний из различных областей науки для обучения ими широкого круга людей. Он писал, что должны быть "школы, в которых бы все юношество того или другого пола, без всякого, где бы то ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни".
И опять же: обучать - дело хорошее, а как обучать правильно?
Он решил, в том числе и путем практической педагогики, что:
- правильно начинать обучение для всех в шестилетнем возрасте, чтобы обеспечить единую базу и единый старт обучения. Набирали детей для обучения 1 сентября
- обучающихся надо собирать в группы по возрасту и, следовательно, по уровню знаний (вот, кто придумал классы и одноклассников!)
- эти группы должны обучаться системно, регулярно, годовыми циклами
- в этих группах обучение проходит по одной программе, по единому расписанию, стандартными 45-минутными уроками (ага! вот они) и переменами между ними
- он же придумал и каникулы
- у учеников должны быть одни и те же преподаватели по одной дисциплине
- учителя должны не просто давать знания, а прививать любовь к познанию, мотивировать к развитию
- та информация, которая дается ученикам должна сопровождаться практическими примерами, чтобы стало понятна суть и полезность
- обучать нужно прямо, без окольных путей, сначала в общем виде, потом по частям: "должно рассмотреть все, даже менее значительные, не пропуская ни одной, принимая во внимание порядок, положение и связь, в которой они находятся с другими частями"

Перечислять можно долго его идеи и нововведения. Это сейчас нам кажется всё очевидным и привычным, а в то время такой подход был сенсационным. До этого каждый учитель мог обучать, как пожелает нужным, тому, что он сам посчитает нужным. Вместе занимались дети разных возрастов, педагог работал с каждым индивидуально, а следовательно мог охватить несоизмеримо меньшее число учеников.
Первым оценить идеи Коменского князь Трансильвании (нет, не Дракула, тот жил раньше и в Валахии). Пригласил к себе, творить реформу образования.
Понимая, что часть детей обучается дома, он издал книгу "Материнская школа", где рассказывал, как в родных стенах выстроить процесс практического образования. Он написал учебники по астрономии, физике, оставил работы по истории, географии.

Но главным трудом его жизни всё же следует считать "Великую дидактику". Полезно её читать и сегодня. Не только учителям и руководителям образовательных организаций (им-то обязательно), но и родителям, и даже руководителям, ведь процесс обучения важен в любом возрасте.
Какой была бы современная школа без идей Коменского - вопрос интересный, но уж точно не походила бы на привычную с уроками, переменками.
"Кто придумал эти уроки?", - кто ж не задавался таким вопросом хотя бы раз в жизни, будучи школьником? А ответ есть на этот вопрос. Сейчас мы об этом человеке кратко расскажем. Таких знать нужно.
3 минуты
1773 читали