Найти тему

Николай Олейников

Татьяне Николаевне Глебовой
 
Глебова Татьяна Николаевна! Вы 
Не выходите у нас из головы. 
Ваша маленькая ручка и Ваш глаз 
На различные поступки побуждают нас. 
Вы моя действительная статская советница, 
Попечительница Харьковского округа! 
Пусть протянется от Вас ко мне 
взаимоотношений лестница, 
Обсушите Вы меня, влюбленного и мокрого. 
Вы, по-моему, такая интересная, 
Как настурция небезызвестная! 
И я думаю, что согласятся даже птицы 
Целовать твои различные частицы. 
Обо мне уж нечего и говорить – 
Я готов частицы эти с чаем пить
…………………………………………………….
Для кого Вы – дамочка, для меня – завод, 
Потому что обаяния от Вас дымок идет 
1931 
#ЯвлениеХудожникаМиру
Сегодня – 28 марта –  день рождения Татьяны Николаевны Глебовой (1900 –1985). Художник. Ученица Павла Николаевича Филонова, супруга и сподвижница Владимира Васильевича Стерлигова, друг и иллюстратор книг обэриутов, друг великих музыкантов Марии Вениаминовны Юдиной и Исайи Александровича Браудо, автор воспоминаний о Павле Филонове.  

Т.Н. Глебова: «… Я знала Филонова и училась у него. Знала Хармса, Введенского, Друскина и других обэриутов. Знала учеников Малевича. И прочих представителей интеллигенции в изобразительном, музыкальном и других искусствах. От них я получила чувство современности, постоянное безостановочное движение в исканиях новых форм, выражения определенных мыслей. Могу ли я передать весь сложный комплекс пережитого бурного времени, полного трагедий, ужасов, бедствий и постоянного напряжения для сохранения внутренней правды …»

Из воспоминаний Т.Н. Глебовой: 
«Почему работы П.Н. Филонова произвели на меня сильное впечатление и почему я захотела учиться именно у него? 1920-е годы – время живых исканий новых путей в искусстве, еще не заторможенных насильственно. В произведениях Филонова мне тогда нравилось: пластическая гибкость и как бы движение на холсте изобретенных им форм, преодоление единства времени и пространства, глубина и богатство цвета. Его работы действовали не только на внешнее зрение, но и на внутреннее и казались сродни музыке, а музыкой я очень увлекалась». 

Сегодня ЯХМ хранит более 50 произведений  Татьяны Глебовой 1930х–1980х гг. Сотрудники нашего музея познакомились с ученицей легендарного П.Н. Филонова в 1980 году. Тогда же стало известно, что художница происходит из знаменитого дворянского рода Глебовых, чье родовое имение находилось в Мологском уезде Ярославской губернии рядом с имением Мусиных-Пушкиных, с которыми они были в родстве. Несколько лет, в юности, Татьяна Глебова жила в этом имении. В ЯХМ хранится архив Глебовых. В ярославское имение в XIX веке приглашались художники: мастера фресковой живописи, иконописцы и, конечно, портретисты. С юности Т.Н. Глебова впитала традиции русской духовой и художественной культуры. До последних дней в ее квартире, в Петергофе, висел портрет одного из предков, писанный провинциальным мастером. 4 портрета Глебовых, написанных мастерами XIX века, поступили в ЯХМ в 1990 году по устному завещанию Людмилы Глебовой, сестры и наследницы художницы, и сегодня представлены в залах музея. Именно ЯХМ в числе первых получил право отсмотреть наследие Т.Н. Глебовой, и в 1989 году искусствовед ЯХМ Нина Голенкевич обнаружила разрезанное на несколько частей полотно «Дом в разрезе», написанное в 1931 году Татьяной Глебовой вместе с Алисой Порет. Сегодня это полотно – проект – портал в эпоху ленинградского авангарда. Увидеть его можно в постоянной экспозиции. Приглашаем вас в «Дом в разрезе» http://domvrazreze.ru 
Приходите в музей!
2 минуты