Найти в Дзене
27,6 тыс подписчиков

С 1 апреля 2023 года вступает в силу новый ГОСТ, который обяжет оснащать некоторые виды автомобилей алкозамками. Что это такое и для каких водителей принудительная проверка на трезвость станет обязательной?

С 1 апреля 2023 года вступает в силу новый национальный стандарт ГОСТ Р 70637–2023 «Автотранспортные средства. Система контроля состояния водителя (алкозамок). Общие технические требования».
– Давайте сразу внесём ясность. Во-первых, это не значит, что 1 апреля 2023 года алкозамки должны быть установлены. ГОСТ – это требования к замкам, а не к автомобилям, – поясняет главный метролог «Центра сертификации и метрологии» Группы компаний «Центр экспертиз и оценки соответствия» Константин Шакалов. – ГОСТ устанавливает общие технические требования к составу, функциональности, безопасности, алгоритмам и режимам работы системы контроля состояния водителя, а также требования к ее отдельным элементам. Во-вторых, по ГОСТу обязательной установка должна стать пока лишь на транспортных средствах, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, в том числе, специально предназначенные для перевозки детей (категории М1, М2, М3), и на автомобилях, используемых для перевозки опасных, специальных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов, твердых бытовых отходов и мусора (категории N1, N2, N3). Есть информация, что в Москве в ближайшем будущем хотят сделать обязательными алкозамки для такси и каршеринга. Предполагается, что устройство сможет передать информацию о пуске двигателя в систему ЭРА-ГЛОНАСС и ГИБДД. Ведь ГОСТ предусматривает установку и использование алкозамков ещё и как меру административного наказания водителей, совершивших нарушения ПДД в нетрезвом виде. Но законодательно сама эта процедура ещё не оформлена. Опыта поверки алкозамков, соответственно, тоже пока нет, в том числе и у нашей компании. Но алкотестеры, которые «в ручном режиме» использует ГИБДД для проверки на трезвость водителей, мы поверяем давно. Теперь добавится ещё один вид продукции с новым ГОСТом.
Принцип действия алкозамка – блокировка двигателя при фиксации превышения допустимой нормы паров этанола в выдохе водителя. Для тех, кто надеется обмануть это устройство, например, попросив дыхнуть в трубочку трезвого соседа, предусмотрен режим контроля с помощью видеокамеры. Система будет идентифицировать и регистрировать одного или нескольких пользователей, допущенных к управлению конкретным автомобилем. Ну, а насколько надёжна будет эта мера контроля, мы сможем определить по итогам работ в нашей лаборатории. Отмечу, что ГОСТ допускает как контактный, так и бесконтактный способ отбора проб. В первом случае вы выдыхает в трубку не менее 1,2 л воздуха. Во втором – газоанализатор автоматически берёт пробу воздуха в автомобиле. Кроме того, предполагается что алкозамок не будет блокировать двигатель на холостых оборотах, так же, как и в режиме «старт-стоп» или в случае, когда мотор заглох, например, на светофоре. На повторный пуск при этом ГОСТ даёт не более пяти минут. Также в экстренных ситуациях или при обслуживании системы предусмотрена возможность её деактивации и перевода в режим «автосервис». Мне сложно сказать, насколько скоро эти нововведения станут для нас привычной практикой. Для этого должны быть учтены и технические, и финансовые, и социальные факторы. Например, потребуется организация авторизованной сети установочных мастерских, которые смогут гарантировать регламент установки. Либо нужна сложнейшая система телеметрии и контроля, частью которой будет алкозамок. А это при огромном разнообразии автомобильных моделей потребует огромных затрат. Ещё один момент – требования к условиям эксплуатации. Согласно ГОСТу, температура эксплуатации алкозамка – от -40 до +50, а обычных алкотестеров – от -5 до +50. Поэтому возникает вопрос практического применения этой системы в северных регионах России. Тем не менее, во многих странах уже используют алкозамки довольно активно. И статистика говорит об эффективности применения этого механизма контроля. Надеюсь, что и в нашей стране он поможет повысить безопасность дорожного движения при конструктивном подходе к решению.
3 минуты