10,9 тыс подписчиков
Про оригинальную конструкцию автомобильного двигателя в советской научной фантастике. Когда-то давно в одном из старых выпусков "Техники-молодёжи" (№6 за 1958 год) я увидел художественный рассказ "За чертой спидометра", один из героев которого по сюжету изобрёл и построил новый тип двигателя. Было в то время такое специфическое явление, как "журнальная фантастика" - начинающие авторы и просто писатели-любители имели возможность "тиснуть" свои работы этого жанра на страницы популярной прессы, в том числе и "Т-М". Литературные достоинства произведений были как правило достаточно скромными, впрочем - наверное, не мне об этом судить; суть же в том, что в рассказе довольно подробно описывается мотор с двумя рабочими цилиндрами и двумя обслуживающими их "компрессорными", осуществляющими сжатие топливовоздушной смеси.
Рискну предположить, что автор рассказа, вероятно, где-то видел описанный в недавно вышедшей на канале статье двигатель DKW 4=8 с его цилиндрами - нагнетателями, служащими для продувки основных цилиндров, или же читал про гоночные моторы с аналогичными поршневыми нагнетателями - и творчески преобразил эту "подсмотренную" в реальности идею.
Описание работы двигателя в целом довольно невнятное и противоречивое (что, конечно же, сложно поставить в укор художественному произведению), посему не берусь ни интерпретировать его, ни анализировать на предмет работоспособности и наличия заявляемых преимуществ. Даже не совсем понятно, следует ли такой двигатель считать четырёхтактным, как это утверждается в самом рассказе, или всё же двухтактным, поскольку, как написано там же, "в рабочих цилиндрах один рабочий ход приходится уже не на два оборота вала, а на один". Видимо, это зависит от того, считать ли "компрессорные" цилиндры именно цилиндрами, осуществляющими часть рабочего цикла, или просто нагнетателями, сжимающими бензовоздушную смесь перед подачей в рабочие цилиндры. В самих по себе рабочих цилиндрах, судя по описанию, происходят только два такта - рабочий ход и выпуск, но как именно они по замыслу автора соотносятся друг с другом и, в особенности, с происходящими в "компрессорных" цилиндрах тактами впуска и сжатия - в деталях понять сложно.
Так или иначе - рассказ интересен в большей степени не описываемыми в нём техническими деталями, а как памятник своей эпохе, в которую создание новой конструкции автомобильного двигателя вполне могло лечь в основу сюжета фантастического произведения...
2 минуты
5 апреля 2023
2280 читали