54,6 тыс подписчиков
Сын пишет короткое сочинение, описывает картину "Девочка с персиками" Серова. И утверждает, что девочка устала, по лицу видно. Мне не видно, а ему видно. Я предполагаю, что девочка в спокойном настроении, а он - что она устала позировать художнику. Картина одна, а впечатления разные.
В связи с этим вспомнила случай.
Когда-то давно я решила сделать себе и мужу подарок - и купила билеты на заезжую звезду - Константина Райкина. Был заявлен просто моноспектакль. Ну, а мы, люди с Родины Евгения Гришковца, имеем совершенно определенное представление о моноспектакле, несколько раз смотрели их в исполнении Евгения Валерьевича - и вот, пошли.
Первые минут 20 Константин Аркадьевич рассказывал, как ему с такой фамилией нелегко жилось. Как в тайне от родителей он поступал в театральный институт. Что-то про учёбу.
А потом начал читать стихи. В основном это были поэты Серебряного века - как известные, так и не очень. Константин Райкин читает стихи потрясающе, проникновенно, иногда на разрыв. Но тем не менее мой муж довольно быстро задремал. Вечер, конец рабочей недели, полумрак - убаюкали его стихи. Интересно, что передо мной и позади мужчины также спали, а их спутницы наслаждались поэзией. Получается так, словно я пишу с иронией, на самом же деле это было довольно интересно и необычно. Правда, совсем не походило на тот моноспектакль, который мы ждали. Райкин выступал чуть более часа, потом мы пошли домой.
Я не очень люблю стихи, предпочитаю прозу. Но если и читаю их, то не могу "осилить" больше одного-двух за раз. Потому что каждое стихотворение нужно "переварить", осмыслить, прочувствовать рифму... Час стихов, следующих один за другим, - это сложно. Одно яркое впечатление тут же накладывается на предыдущее, и эмоции от только что услышанного стихотворения словно тонут в новых эмоциях. Как волна смывает следы на песке раз за разом - как-то так я представляю себе прослушивание или чтение сразу книги стихов.
В общем, мне понравилось, но без особенного восторга. Мужу понравились отдельные стихотворения, хотя в целом он не понял, зачем на такое ходить в театр.
На следующий день я встретила на улице свою бывшую коллегу, доктора филологических наук, доцента кафедры журналистики и русской литературы ХХ века. Она тоже была на моноспектакле Райкина, и буквально сразу обрушила на меня свои восторженные впечатления, примерно такие:
"Женя, вы поняли, как он составил композицию?! От уныния смерти к восторгу рождения, а потом и возрождения! Как он тонко пронес основную мысль! Как расставил акценты!!! Просто потрясающее владение материалом! А тема детства?! А тема одиночества?! А как он пронёс через весь спектакль мотивы изгнания, непонятности миром?!" - мне оставалось только согласно кивать и поддакивать.
Поскольку я, конечно, совсем не помню, в каком порядке шли стихотворения в выступлении Райкина, я не могу до сих пор ни подтвердить, ни опровергнуть то, что в его выступлении была именно выстроенная композиция с десятком смыслов, нюансов, деталей. Просто я услышала лишь сборник стихов, а знаток поэзии увидела двойное и тройное дно, сюжетные линии и смыслы, которые были изложены не в произведениях, а складывались из их совокупности.
Этот случай лежит у меня в закладках памяти как пример того, как по-разному мы воспринимаем одни и те же произведения, ситуации, события, слова в зависимости от наших знаний и жизненного опыта.
На прошлой неделе я взяла интервью у писателя Анны Матвеевой. Уже несколько дней подряд расшифровываю полуторачасовую беседу и много думаю о творчестве вообще, и о литературе в частности. Такой вот контекст.
2 минуты
23 марта 2023
5632 читали