Найти тему
67,1 тыс подписчиков

Учимся смотреть как искусствовед и видеть красоту везде.

Продолжаем наши "Уроки смотреть".

Илл.: Михаил Врубель. "К ночи". 1900. ГТГ⁣⁣
⁣⁣
Что хорошего в этой картине: в-первых, как всегда у Врубеля, цвет. Потрясающее дополнение основного синего (или фиолетового) цвета самыми немыслимыми другими цветами. В данном случае это цвета неба и чертополоха -- с мастью лошади и телом Пана (?), а также с зелеными оттенками травы и стеблей.⁣⁣
⁣⁣
Во-вторых, свет. Картина не зря называется "К ночи" -- Врубель улавливает особенное освещение в последние мгновения перед закатом. Отсюда контраст между теплым ближнего плана и холодным дальнего.⁣⁣
⁣⁣
Итак, мы имеем
а) непривычное колористическое сочетание;
б) необычное сочетание двух разных типов освещения.
Этого достаточно для того, чтобы мы были немножко ошеломлены и картину запомнили. Поэтому с композицией Врубель ничего особенного делать не не стал, она спокойная повествовательная, как фриз. На переднем плане спокойно "шествуют" цветы со своими маленькими малиновыми головками. Они разного роста, поэтому ритм их головок рваный, но все равно живой. Их "шествие" утыкается в фигуру пастуха, у которого голова нарочно зачернена, чтобы перепад высот не был таким резким. По его руке и плечам взгляд поднимается спокойно, как по пандусу, и неважно, что он смотрит в другую сторону.⁣⁣
⁣⁣
Следующий план -- с лошадками. Тоже спокойное шествие, в ту же "выигрышную" сторону, слева направо.Две лошади нагнули голову, чтобы "ритм" не был слишком быстрым.⁣⁣

Третий план -- небо, которое "разбавлено" поднятой головой черной лошади и луной. Эта голова и ее "негатив" -- белая луна относительно оси симметрии картины практически симметричны, это придает картине дополнительное равновесие. Из других рифм -- хвост оранжевой лошади -- и такое же направление руки пастуха. Но эти диагонали не резко задранные и очень короткие, не наполняют картину специальной энергией.⁣⁣
⁣⁣
Головы лошади и Пана как будто склонены друг к другу.⁣⁣
Обратите внимание на место желтых пятен.⁣⁣
Учимся смотреть как искусствовед и видеть красоту везде. Продолжаем наши "Уроки смотреть".  Илл.: Михаил Врубель. "К ночи". 1900.
1 минута
1362 читали