67,1 тыс подписчиков
Учимся смотреть как искусствовед и видеть красоту везде.
Продолжаем наши "Уроки смотреть" и разговоры о том, что реализм в искусстве -- совершенно не обязательное дело.
Ованес Зардарян. «Весна» 1956. ГТГ.
Образец социалистического реализма, картина советского армянского художника. Удостоена Серебряной медали на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году, что привело к ее популярности.
На втором кадре авторское повторение (1967 года, Национальная Галерея Армении, Ереван).
И теперь, я надеюсь, вы понимаете, что тот факт, что в термине "соцреализм" (социалистический реализм) употреблено слово "реализм" - совершенно не означает, что там все сугубо реалистично. Отнюдь, как и веками, тысячелетиями ранее, как и импрессионисты совсем недавно, художники соцреализма гнули и изменяли реальность на холсте так, чтобы им было удобно. Единственное различие, что обычно художникам это удобно, чтобы было красиво, а вот в данном случае еще надо было, чтобы было "социалистичненько", идеологически правильно. Портило ли это картины? Плохие - да. Дейнеку и Самохвалова - как-то не особо.
Мне трудно представить, что рельефы Ассиро-Вавилонии художники ваяли из одного принципа "красиво", наверняка там давление идеологии было посильнее советского, и за плохие работы рубили головы. Плохо, конечно, получалось, но у средних и слабых ремесленников. А у хороших даже под гнетом идеологии получались шедевры. Собственно, творить в период гегемонии святой инквизиции не особо легко было, это вам не Париж времен абсента. А ведь величайшие шедевры той эпохи были созданы именно в религиозном жанре.
***
На этом я заканчиваю свою краткую пробежку по нефотореализму, получилось не 7 дней, а 9, но меньше у меня не влезало. Расскажите, уменьшилось в вашем организме требование к натуроподобию в искусстве по результатам этого тренинга?
1 минута
18 апреля 2023
1877 читали