67,1 тыс подписчиков
Учимся смотреть как искусствовед и видеть красоту везде.
Продолжаем наши "Уроки смотреть".
Илл.: Улыбающийся ангел Реймсского собора (L'Ange au Sourire), 1236-45 гг.
Статуя с фасада была серьезно повреждена во время немецкого обстрела города 1914 года, и стала символом сопротивления города.
Общее место, что средневековое искусство - "не реалистично", и того, кто начинает изучение истории искусства, обычно шокирует, как же это, блестящая античная цивилизация так скатилась, так утратила мастерство натуроподобия! Но если покопаться в теме побольше, становится очевидным, что разница, бросающаяся в глаза -- это, в первую очередь разница между скульптурами. Да, в античности это были совершенные статуи с идеальными человеческими телами, а в средневековье -- это непропорциональные, искривленные, подчас даже смешные. Но тут важно понимать: в античности это были статуи богов секса (даже если это были Персефона или император Август, все равно человек смотрел на них, восхищался их совершенством и вожделел, то самое актуальное "ябывдул"). А в средневековье, как в Советском Союзе, секса официально не было, поэтому у скульпторов исчезла эта ключевая цель - сделать так, чтобы зритель охнул и сказал "ябывдул". Зато у него освободилось сразу много другого: его статуи плачут, смеются, пугают, умиляют. Испытывают и передают все те человеческие эмоции, которые идеальные античные мраморные идолы не испытывали никогда.
Если же сравнивать другие жанры искусства, то разница не так уж и велика: в них античность реализмом (как я показывала вчера) не особо заморачивалась.
Важно понимать: "карикатурность", искривленность, странность средневекового искусства -- это цельная эстетическая система, проистекающая из их эстетического мировоззрения. И она совершенна. И она отлично отражает их дух.
Если в Средние века случайно находили идеальные античные статуи с их реалистичными телами, их в ужасе либо закапывали обратно, либо пережигали на известь.
1 минута
15 апреля 2023
1083 читали