Найти тему
2761 подписчик

Модерн Васильевского острова

Петербургский променад.

Остановка первая: особняк Форостовского на 4-ой линии (дом 9). Самое начало ХХ века. Архитектор Карл Шмидт.
Форостовский - владелец транспортно-экспедиторской фирмы, специализировавшейся на доставке товаров из Финляндии. Традиционный питерский бизнес, продержаашийся со времен досюльных до февраля 2022 года.
В доме была и собственная квартира хозяина, и контора, и во дворе флигель для детей, видимо, уже взрослых.

Остановка вторая.
Доходный дом архитектора И. П. Володихина, 1904-1905 гг. (Средний, 9).
Кабанчик (облицовочный кирпич), очень популярный материал в Питере начала ХХ века, четкая симметрия с выделенной балконами и мансардой с фигурным щипцом осью здания, рафинированная простота и лапидарная ясность.
Володихон придерживался идеи «рациональности построения» - соответствия внешнего облика назначению.
Квартира хозяина была во втором, самом высоком этаже.

Остановка третья.
Доходный дом военного инженера Н.В. Смирнова, 1908 г. (12 линия, 15)
Проект совместный - самого Николая Смирнова и его сына Сергея, инженера путей сообщения.
Плоский фасад, мрачная гранитная облицовка, мозаичная и нерегулярная, дополненная на уровне пятого этажа кирпичным поясом. Четырехпилястровый плоский портик из путиловской плиты (из этого камня сделаны ступеньки в старых домах), выше пилястр в нишах прячутся девушки.
Красивым дом назвать трудно, военным инженерам лучше всего удаются крепости.
Рядом маленький двухэтажный особнячок, он тоже принадлежал Смирнову, собственно, там он и жил.

Остановка четвертая.
Дом Александровской мужской больницы, 1905-1906 гг, архитектор А. А. Гимпель (16 линия, 9).
Совсем не больничный вид. Скорее, условно замковый.
Ассиметрия, полихром, кирпичик-кабанчик, зернистая штукатурка, трёхгранный эркер левого ризалита. И резко заостренные щипцы, придающие зданию несколько средневековый вид. Да, это она, василеостровская неоготика с ее объёмными силуэтами и непрерывной динамически напряжённой структурой.

Остановка пятая.
Доходный дом генерал-майора Н.П. Демидова, 1910-1911 гг, архитекторы Григорий т Владимир Косяковы (Большой, 50)
Поздний модерн - эстетика простых рациональных форм, цветочная криволинейность ар-нуао уже заброшена за печь. Лаконизм и строгая геометрия - новая красота.
Фасад с разновелиеими эркерами облицован почти белой керамической плиткой, два верхних этажа выделены малиново-красной плиткой. Выше - два прямоугольника, за ними помещения для художественных мастерских. Окна в доме разные и вертикальные, и лежачие, как в советских пятиэтажках.
На каждом этаже по две шестикомнатные квартиры, в левой части площадь квартир больше. В эркнрах не окна, а французские балконы.

Остановка шестая.
Доходный дом Л. А. Конради и А. А. Рейнеке, 1910-1911 гг, архитектор Н. ИИ. Алексеев (15 линия, 48).
Еще один пример Василеостровской неоготики. Замковость скругленных щипцов, единственный смещенный влево эркер. Красный кирпич внизу и зеленоватый вверху фасада, основная часть оштукатурена. Вершина стрельчатого эркера отделана каменным рустом и шашечной выкладкой кирпича, а сам эркер дееорирован штукатурным покрытием «внабрызг».

Остановка седьмая.
Доходный дом О. М. Фогта и Б. А. Попова, 1913-1814 гг, архитектор Н.Т. Алексеев (12 линия, 19).
Дому явно не везет последние полвека, поободрался здорово.
Здесь мы опять видим разновысокие эркеры, соединенные в нижней половине фасада длинным балконом. И опять же равносторонний готический треугольник щипца.
В верхнем ярусе перекликаются два больших окна - полукруглое и трапециевидное.
Простые обьемы и гладкая штукатурка, лишь цоколь выделен грубым камнем.
2 минуты