330 подписчиков
Отчет о занятиях логопеда с ребёнком 2 лет (трудности c пониманием речи)
В этом посте поделюсь практическими наработками (самоанализ занятий с фиксацией промежуточных результатов), которые использую в работе (разрешение родителей на публикацию материалов получено).
Основная проблема, с которой обратилась семья на занятия — это трудности с пониманием речи, проблемы с взаимодействием (мальчик не выполняет просьбы, много активности и трудности с сосредоточением внимания), ребенок произносит много звуков, но не использует их в общении.
Занятия строятся в логопедическом кабинете по трем основным направлениям: взаимодействие, понимание речи и активная речь.
Взаимодействие
_ _ _
Периодичность занятий два раза в неделю. На первых порах мальчику было сложно находиться в кабинете, он быстро уставал и уходил с занятия поэтому они длились небольшой промежуток времени (от 5 до 10 минут).
На всех занятиях обязательно присутствуют родители, это нужно чтобы ребенку было комфортно. Одновременно с этим решается задача с обучением родителей навыкам и приемам взаимодействия. Постепенно время занятия увеличилось, мальчик с удовольствием идет на занятие, улыбается и включается в занятие.
Любимая активность – это машины, игровые модули, ребенок стал садиться на гамак и присматривается к качелям. Основная задачи в этом направлении – это увеличить время совместной игры, научить действиям с игрушками, работать над имитацией, добавить взаимообратные действия, которые являются основой диалога, работа над удержанием взгляда и вовлечением в игровой процесс .
В качестве обучения мы взяли вкладыши с картинкой в качестве подложки, пазлы, состоящие из двух частей, простой конструктор Lego-duplo, состоящий из 5 частей. Эти игры требуют координации, мелкой моторики и времени для сбора.
Понимание речи
_ _ _
Трудности с пониманием речи влекут за собой проблемы с взаимодействием. Чтобы помочь лучше понимать просьбы окружающих, мы включили в работу задачи на обучение использование жестов. В работу были включены жест: “Дай (вытянутая рука)” и указательный жест для контроля понимания вопросов.
Эти жесты включены в повседневное общение и используются на занятии в учебных заданиях (вкладыши, пазлы, работа с книгой). Мы с родителями обсудили методику использования, и я записал дополнительные поясняющие видео.
В ноябре мы стали вести список слов, которые ребенок узнает на слух (лев, самолет, папа, баба, Грета, ням- ням).
Постепенно количество слов увеличивается так на январь месяц (мама, папа, баба, ням-ням, игрушки (трактор, копатыч, мяч, свинья, три кота), сыр, яблоко, буль-буль, дай руку, халат, на картинке узнает девочку, лев, трактор)
Активная речь
_ _ _
В занятия включили игры на дыхание, голос и артикуляцию. Игры с эхо микрофоном, игры на вызывание звуков и подражания в игровых ситуациях.
Что уже получилось?
______________________
• Андрей научился собирать вкладыши из 5-6 деталей, работаем над указательным жестом;
• Андрей может самостоятельно разобрать и собрать машинку из 5 деталей. Эта игра стала нравиться Андрею, и она перешла в свободную игру дома, мальчик сам играет с игрушками, разбирает и собирает игрушки, играет с пазами;
• поостепенно появляется интерес к мягкой игрушке и ее сейчас можно включать в простой сюжет, мальчик берет игрушки с собой в кровать и засыпает с ними;
• мальчик зовет маму поиграть с ним, берет за руку и тянет к игрушкам;
• скорость ответа Андрея на просьбы взрослого увеличилась, если он ориентируется в ситуации и просьба ему понятна, он сразу ее выполняет, в случае затруднений жесты помогают ему сориентироваться;
• Андрей реагирует на знакомые просьбы и выделяет в предложении знакомые слова, например, он оборачивается и ищет папу на просьбу: «Где папа»
• Перестал бежать на улице в сторону и стал ориентироваться на близких;
• Андрей стал больше произносить звуки во время коммуникации, иногда проскальзывают «рисунки» слов, повторяет песенку -колыбельную.
Работаю дальше. Надеюсь материалы поста оказались полезными, ставьте лайк, задавайте вопросы в комментариях.
3 минуты
21 марта 2023