510 подписчиков
На нас смотрит вся Европа
Казак по происхождению — всю жизнь этим гордился, знал и любил лошадей, был завсегдатаем Московского ипподрома, устроил голубятню в одной из комнат маленькой квартирки в Серебряническом переулке, а еще — крупнейший русский плакатист, по сути — создатель советского агитационного плаката: Дмитрий Моор.
Настоящая фамилия — Орлов. Родился в 1883 г. в Новочерскасске. Отец, сам родом из станицы Калецкой, был горным инженером, но далеко не простым. То есть если Стахий Кондратович и был простым инженером в Новочерскасске, Харькове и Киеве, то уже в Москве, куда семья переезжает в 1898 г., он уже — глава Пробирной палаты: министерская должность.
В Москве будущий Моор окончил реальное училище — аттестат так себе: единственная пятерка по закону божьему (это у будущего-то основателя журнала «Безбожник у станка» — иронично!) — и поступил на Математико-механический факультет Московского университета. Учебы не закончил; перешел потом на Юридический, но и юриспруденцию — бросил. Дмитрию Стахиевичу явно было не до учебы. Революционная борьба увлекала его куда больше.
В 1905-1906 гг. входил в состав боевой группы, хранил у себя оружие, строил баррикады, участвовал в манифестациях, работал в подпольной типографии, для которой «добывал» шрифт в Мамонтовской типографии, где работал официально.
Биограф скупо и туманно намекает на ссоры с семьей. Можно только догадываться, что это были за ссоры, если единственный сын весьма богатого отца вынужден был со студенческой скамьи сам зарабатывать себе на жизнь чернорабочим в газетах и типографиях.
В Мамонтовской типографии в 1907 г. редактор одной из газет однажды ночью заметил, как молодой человек, сидя на рабочем месте, что-то рисует, и заказал ему рисунок для газеты. Так юноша, который мечтал о карьере то прокурора, то оперного певца, внезапно стал художником.
Абсолютный самоучка. Только один раз, несколько месяцев, Моор будет ходить на занятия к Петру Келину, знаменитому для своего времени портретисту, но школой ремесла эту экскурсию назвать трудно. Настоящей школой для Моора были редакции газет и журналов, в которых он провел всю жизнь.
Поначалу подписывался Дор, по первым буквам имени и фамилии, но фельетонист, подписывавшийся похожим образом, уже был, и псевдоним пришлось изменить. Сначала Мор, потом, с приветом герою шиллеровских «Разбойников», — Moor, и только потом уже по-русски Моор. Псевдоним прилипнет настолько, что его же, вместо настоящей фамилии, можно увидеть и на могильной плите на Новодевичьем.
О личной жизни художника мы знаем мало — рано женился на сестре школьного товарища, единственный сын умер в младенчестве, — похоже, что его жизнь в целом обошлась без крутых поворотов и романных сюжетов; по сути, биография Моора — это издания, в которых он работал.
Первым был «Будильник» — журнал с историей, издававшийся с 1865 г., с 1872-го — в Москве. В нем печатался под разными псевдонимами, среди которых самый знаменитый — А. Чехонте, Чехов. С «Будильником» сотрудничал и Гиляровский: для юного Моора — старик и легенда, но они станут друзьями, и после смерти писателя Моор напишет мемуары «Мы и дядя Гиляй», которые, кстати, до сих пор не опубликованы, пылятся в РГАЛИ (эй, московские краеведы, вы там спите, что ли?).
«Будильник» не был остро-политическим изданием. Скорее развлекательным. Не столько про политическую сатиру, сколько про карикатуры на неверных жен и наивных мужей. Карикатуры политической, за которую отвечал Моор, было немного. Да и цензура, даже после Первой буржуазной, не давала разгуляться. Это не значит, что политическая карикатура в «Будильнике» была совсем уж беззубая. Но и на революционную пропаганду она все-таки не тянула. Больше всего Моор гордился своим отзывом на Ленский расстрел, карикатурой «Российские курорты — лечение водой и железом». Несколько раз в «Будильнике» выходили полосы, сплошь залитые черной краской с подписью художника.
3 минуты
20 марта 2023