22 подписчика
Терапевтическая позиция, которую так легко потерять (особенно в глазах внимательных коллег)), должна быть сформулирована и каким-то образом описана, чтобы превратиться для терапевта в нечто большее, чем интуитивное ощущение, что то чем он сейчас занимается является терапией.
Давайте представим систему координат, где существует большое количество осей на каждом краю которой находится некая полярность.
Например:
- самораскрытие или закрытость
- обращение к бессознательному или к осознаванию
- моноперсонная парадигма или интерсубьективная/полевая
- диалог/встреча «двух психик» или монолог клиента под «аккомпанемент» из интерпретаций терапевта, предоставляющего свою психику как своего рода площадку для разыгрывания внутренней драмы клиента
- внимание к очевидному или к скрытому
- ценность регресса или стремление к «взрослой» позиции
- абстиненция или новый эмоциональный корректирующий опыт
Это список, конечно, может быть продолжен.
Думаю, может быть разработан опросник, который помогал бы терапевту прояснить для себя свой терапевтический «профиль» и таким образом обнаружить своё место в пространстве различных терапевтических подходов и взглядов.
Сегодня выскажу одно соображение о последней из перечисленных полярностей. Соображение кажется мне чрезвычайно важным, так как заблуждения, о которых пойдёт речь приводят к опасным последствиям в терапии.
Абстинентная позиция в терапии означает, что терапевт стремится к тому, чтобы избежать непосредственного удовлетворения желания клиента в ходе сессии.
Например, если клиент говорит, что ему одиноко и зябко - терапевт НЕ предлагает клиенту его обнять и не говорит, что он может чувствовать себя в кабинете как у себя дома, не предлагает ему чай и в принципе не стремится к тому, чтобы клиент здесь и сейчас перестал чувствовать одиночество.
Противоположная позиция подразумевает, что человеку необходим новый эмоционально корректирующий опыт, проживая который он получает то, чего никогда не имел и таким образом в нем достраивается нечто, что отсутствовало или было надломлено. В этой позиции терапевт даёт клиенту то в чем он нуждается (речь сейчас не идёт о нарушении границ и этического кодекса).
Рассмотрим два заблуждения, которые возникают на каждом из этих полюсов.
Заблуждение на полюсе «абстиненции»
Абстинентная позиция понимается как жесткая, «хмурая», «амимичная», контрзависимая, дистантная или даже злая.
Предположу, что одной из причин такой терапевтической «мрачности» может стать не распознанное чувство вины за якобы утраченную терапевтом человечность и отказ от спасательства. Тогда подчеркнуто независимая и «прохладная» позиция терапевта становится инверсией этой вины, своего рода завесой, которая призвана защитить терапевта от соприкосновения с неприятным чувством.
Абстинентность не исключает благожелательности терапевта. Более того, благожелательное, внимательное, уважительное и теплое отношение является, на мой взгляд, важным условием создания и поддержания терапевтического альянса, особенно на ранних этапах работы.
Заблуждение на полюсе нового корректирующего опыта
Потребности клиента удовлетворяются немедленно и тем способом, о котором просит клиент. Причиной такой поспешности терапевта опять же скорее всего является не осознаваемая вина за утраченную «человеческую позицию» и при этом скрытая неуверенность в своей терапевтической компетентности.
Например, клиент привык к тому, что от чувства одиночества его на время спасает только телесный контакт, объятия. Естественно, что в терапии ему будет сложно удовлетворить свою потребность иным способом. Но именно это является задачей, которая в терапии может быть поставлена и решена. Вопросы которые может задать себе терапевт будут звучать так - как выйти из одиночества и почувствовать совместность и близость не прикасаясь друг у другу? Какие слова я могу найти для того, чтобы другой ощутил мое присутствие рядом?
Продолжение - https://telegra.ph/Terapevticheskaya-poziciya-03-18
3 минуты
18 марта 2023