13,9 тыс подписчиков
🖼️ЭРМИТАЖ ЕКАТЕРИНЫ II
Приветствуем вас, друзья! Коллекция Санкт-Петербуржского Эрмитажа насчитывает более трёх миллионов экспонатов, среди которых: произведения изобразительного и прикладного искусства, археологические памятники, образцы оружия и многое другое. Сегодня мы вместе с вами вспомним с чего началось собрание великого музея.
Начало коллекции современного Эрмитажа было положено в декабре 1764 года. Тогда русская императрица Екатерина II, будучи известной любительницей искусства, приобрела 317 ценнейших картин, согласно другой версии их было 225. Благодаря переговорам, которые вёл князь Владимир Долгорукий, Екатерине Великой из Берлина были переданы полотна из частной коллекции прусского коммерсанта Иоганна Эрнеста Гоцковского. Это были произведения известных мастеров, преимущественно голландско-фламандской школы живописи, включая Рембрандта, Рубенса, Йорданса, и других. Эти полотна стали основой будущего собрания.
Сложность заключалась в отсутствии места для размещения приобретённых шедевров. Так по указу императрицы архитектором Жаном-Батистом Деламонтом было спроектировано небольшое здание, названное ermitage, что в переводе с французского – «место уединения», «жилище отшельника». Сегодня этот павильон возле Зимнего дворца – Малый Эрмитаж, часть музейного комплекса.
Наслаждаться коллекцией Екатерина Великая предпочитала в одиночестве, лишь изредка приглашая гостей. В переписке с философами тех лет – Дидро, Д’Аламбером и Вольтером, Екатерина II делилась тем, что иностранные гости, посещавшие Эрмитаж, отмечали его как одну из богатейших коллекций Европы.
Многие шедевры стали частью Эрмитажа при посредничестве российского посла во Франции – князя Голицына. По сей день искусствоведы считают главной удачей приобретение в 1767, при участии Дмитрия Голицына, полотна «Возвращение блудного сына» Рембрандта. В 1769 году князь Белосельский-Белозерский посодействовал прибытию из Дрездена в Санкт-Петербург коллекции графа Генриха фон Брюля, насчитывавшей 600 полотен голландских, фламандских, французских и итальянских художников, включая «Бегство в Египет» и Тициана и виды Дрездена Беллотто. В 1772 году частью Эрмитажа стала коллекция барона Пьера Кроза, состоявшая из 400 картин, в том числе: «Святое семейство» Рафаэля, произведения Рембрандта, картины Рубенса, Ван Дейка и многих других. Эрмитаж Екатерины Великой богател, пополняясь коллекциями шедевров живописи и искусства.
Однако, временами казалось, что Екатерине Великой не удастся собрать грандиозную коллекцию. Согласно бытовавшему тогда мнению, траты казны на предметы искусства были не своевременны в период Русско-турецкой войны за выход к Чёрному морю. Посылавший картины для Эрмитажа Дени Дидро, французский философ, писал скульптору «Медного всадника» Этьену Фальконе: «Вопят любители, вопят художники, вопят богачи… Императрица собирается приобрести собрание Тьера во время разорительной войны: вот что их унижает и повергает в смущение». А в 1771 сотни картин, приобретённых в Голландии князем Голицыным, ушли на дно Финского залива вместе с кораблём.
Вопреки преградам, Екатерине Великой удалось осуществить свой грандиозный замысел. Ведь к 1970 году в стенах Эрмитажа помимо богатейшей коллекции живописи, по словам императрицы, хранились «38 000 книг и гравюр, 10 000 резных камней и собрание естественнонаучное, заполняющее две большие залы».
Дело императрицы продолжили внуки. Во времена Александра I при содействии Доминика Виван-Денона, возглавлявшего Лувр, в Эрмитаж прибыло полотно «Юноша с лютней» Караваджо. При императоре коллекция была разделена на несколько частей, каждая из которых имела своего хранителя. Во время правления Российской империей Николая I Эрмитаж официально получил статус музея, а в 1826 году была открыта «Военная галерея 1812 года». Уже в 1852 году двери Эрмитажа были распахнуты для посетителей.
Дорогие читатели, вам довелось побывать в Эрмитаже? Какие остались впечатления?
3 минуты
18 марта 2023
320 читали