54,7 тыс подписчиков
Еще никогда Российская империя не была так близко к осуществлению своей вековой золотой мечты. О владении знаменитым Царьградом-Константинополем мечтал еще Владимир — креститель Руси, когда организовывал военный поход против Византии. И потом едва ли не каждый великий русский правитель грезил о Царьграде с его стратегическими проливами.
Но каждый раз осуществить мечту становилось все труднее и труднее — Османская империя была могущественным врагом России. Борьба шла за север Черного моря, что уж тут говорить про вожделенные проливы Босфор и Дарданеллы на юге, которые были сердцем Турции?
И вот 18 марта 1915 года через 8 месяцев после вступления России в Первую мировую войну, на горизонте замаячила вполне конкретная надежда. В этот день Россия, Англия и Франция заключили секретное соглашение. Турция была союзницей имперской Германии, а страны Антанты в обмен на более активное участие России в боевых действиях согласились по их окончанию передать России вожделенные проливы вместе с Константинополем, а заодно и северо-восточную часть Османской империи. Взамен Англия и Франция получали остатки Турции, а это весь Ближний Восток и берега Аравийского полуострова.
Что и говорить, соглашение было весьма выгодное. Единственное, что по нему требовалось от России — это организовать военно-морскую операцию против Турции. И она была назначена на апрель 1917 года. Но все мы знаем, что случилось двумя месяцами раньше. И хоть министр иностранных дел Временного правительства Павел Милюков истово доказывал союзникам, что всё в силе и Россия от Босфорской операции не отказывается, это были лишь пустые слова…
А потом Ленин уже после того как большевики взяли власть, разгласил существование этого секретного соглашения и во всеуслышание заявил, что большевикам чужого не надо, а тайные планы по захвату Константинополя «ныне порваны и уничтожены».
1 минута
18 марта 2023
3842 читали