Найти в Дзене
12,9 тыс подписчиков

Деда, спой мне колыбельную про ОБХСС!


В 1957 году киностудия им. М. Горького вроде бы и перестала именоваться «Союздетфильмом», но по инерции продолжала выпускать фильмы для детства и юношества. Одним из таких неожиданных опусов стал фильм «Ночной патруль», призванный, видимо, рассказать малышне про теневую экономику в СССР. Обстоятельно (над сценарием работали профессиональный контрразведчик М. Маклярский и профессиональный прокурор Л. Шейнин), но своими словами, желательно — в формате колыбельной перед сном.

Получилось местами уморительно, местами нелепо, местами просто в лоб. «Ночной патруль» повествует о доблестных милиционерах, лихо вскрывающих преступную организацию на отдельно взятом предприятии. Директор базы подделывает чеки и осуществляет разные финансовые махинации, а тех, кто встает у него на пути, просто убирает с помощью шайки своих подельников. Ему противостоят силы добра — и это не только комиссар, но и исправившийся под его позитивным влиянием матрос Огонек с темным прошлым.

То есть, с одной стороны, мы видим наш вариант «Обнаженного города» Жюля Дассена — не абсолютный, но вполне аналогичный по сути фильм о хороших парнях, которые ловят плохих парней (только у наших еще включается воспитательный момент: не просто поймать и обезвредить, но еще и направить на путь истинный). Плюс в игровой форме — с песнями-прибаутками и феноменальным монологом Филиппова — нам доходчиво рассказывают о работе ОБХСС (режиссер Владимир Сухобоков работал с Леонидом Луковым — отсюда, вероятно, фривольная интонация и все это легкомыслие).

Но с другой стороны, «теневой» аспект фильма не ограничивается только экономикой. Когда Огонек — а его играет великолепный Марк Бернес — приезжает в город, возникает чувство, что смотришь не советский, а французский фильм эпохи поэтического реализма. Вот он сходит на берег с парохода, вот он шагает по дождливым улицам некогда родного города, нигде ему не рады, все двери закрываются, идти, в общем-то, некуда — и он бродит по ночному городу, как персонажи Жана Габена или Жерара Филипа, и напоминает нам 30-е и 40-е, когда и кино было другим, и Бернес только начинал свою кинокарьеру, да и структура ОБХСС была еще молода и не могла знать, что однажды какие-то чудаки ее упразднят то ли по тупости, то ли за ненадобностью. Так и хочется воскликнуть: поэтическое кино, вернись! Лучше вместе с ОБХСС. Нам вас обоих очень не хватает.
1 минута
298 читали