61,6 тыс подписчиков
Модернизм 60-х техническая эстетика. Вещи “эпохи покорения космоса», которые актуальны до сих пор
Для модернистского дизайна середины ХХ века главными становятся принципы рационального проектирования, основанные на научном подходе.
За гармоничное сочетание красоты и пользы в промышленных изделиях отвечает новая наука – техническая эстетика, за обеспечение физического и психологического комфорта человека средствами дизайна – эргономика.
В эти годы происходит формирование государственной системы дизайна: создается сеть специализированных институтов , ведётся активная подготовка художников-конструкторов для производства.
Массовое строительство типового доступного жилья требует создания новых компактных наборов мебели.
В моде модульные секционные решения и минимализм, предполагающий не только отказ от лишнего декора, но и от лишних вещей.
Одновременно происходит переосмысление традиций народного искусства и наследия авангарда. Образцы новой лаконичной мебели, посуды и текстиля демонстрируются на выставках «Искусство – в быт».
Причем, огромное влияние на дизайн оказывает научно-технический прогресс. Передовые химические и даже космические технологии находят применение при разработке бытовых товаров: фототехники, часов, радио и др. Романтика покорения космоса влияет на образно-стилистическую составляющую дизайна: повседневные вещи начинают напоминать ракеты и спутники.
Сегодня миниатюрная легкая мебель на тонких ножках, простые конусообразные плафоны светильников и другие вещи, выполненные в лаконичной функциональной эстетике, снова пользуются популярностью.
Перед вами часы «Молния», посвящённые первому полёту человека
в космос на корабле «Восток-1» 1960-е гг.
Челябинский часовой завод «Молния»
Стеллаж («Ракета»). 1961
Автор дипломного проекта — Мусаров Юрий. Руководитель — Случевский Юрий (1928–2017)
МХПУ (МГХПА им. С.Г. Строганова)
Фанера, шпон красного дерева, цветной полистирол, полиуретановый лак
В рамках своей дипломной работы в МХПУ Юрий Мусаров под руководством выдающегося советского мебельного дизайнера Юрия Случевского выполнил проект стеллажа, участвовавший в знаменитой Всесоюзной выставке «Искусство – в быт» 1961 года.
Стеллаж Юрия Мусарова – это яркий образец дизайна советского модернизма. С одной стороны, он рационален и лаконичен, а с другой – безусловно обладает собственным характером и узнаваемой формой боковин, напоминающих силуэт взлетающей ракеты. Симметричная форма боковин и общие пропорции стеллажа подчёркивают, что, отдавая дань актуальным планировочным решениям своего времени, он создавался для того, чтобы стоять к стене перпендикулярно и зонировать пространство комнаты. Согласно задумке автора – средние полки стеллажа регулируются по высоте. Такая возможность индивидуализации серийных проектов пользователем – ещё одна важная тенденция в дизайне 1960-х. Материалы для стеллажа тоже были выбраны с учётом популярных решений своего времени, направленных на удешевление себестоимости производства с помощью новых технологий: вместо массива дерева – шпонированная фанера и цветной ударопрочный полистирол.
Подвесной светильник «Fedora» на последней фотографии, вариант с 6-ю плафонами. Концепт 2009, Производство 2015, Axo Light, изготовлено в Италии
Автор Логинов Дима, 1977
Алюминий (покрытие «бронза»), стекло с огранкой, электрофурнитура, лампочки, промышленное производство с применением ручного труда. в
Завтра выйдет полное видео с дизайнерской выставки «Вещь»
А у вас есть какие-нибудь вещи этой эпохи?Поделитесь фотографиями в комментариях
2 минуты
16 марта 2023
1296 читали