Найти тему

Для студентов. #Национальный_брендинг 2

Говоря о научном направлении национального брендинга, следует отметить, что Россия входит в семёрку стран с наибольшим количеством Нобелевских лауреатов. В соответствии с научным индексом журнала SCImago Journal & Country Rank, она находится на 13м месте из 239. Безусловно, в определённых областях, касающихся точной науки - аэрокосмического приборостроения, ядерных технологий - Россия находится на передовых позициях. В то же время в области гуманитарной науки наблюдается заметное отставание, которое можно нивелировать путём укрепления связей российских университетов и исследовательских центров с зарубежными научными площадками. Именно благодаря “научной дипломатии” возможна активизация усилий по поддержке международного сотрудничества от совместного освоения океанов до Арктики. Прекрасным примером подобного рода кооперации являются проводимые ИМЭМО РАН ежегодные Примаковские чтения, направленные на создание условий для сотрудничества ведущих учёных-международников со всего мира. Для России важно привлечение региональных партнёров. Так, на евразийском пространстве сегодня актуально создание совместных аналитических центров, открытие филиалов вузов, проведение молодыми учёными полевых исследований, написание совместных публикаций, поскольку, как отмечает казахстанский учёный Чокан Лаумуллин, задачей первостепенной важности для наших стран является развитие передовых областей.
Что касается культурного направления национального брендинга России, русская литература, балет, искусство являются устоявшимися брендами. Такие имена, как Фёдор Достоевский, Антон Чехов, Пётр Чайковский, Сергей Рахманинов, Дмитрий Шостакович, Георгий Свиридов и Сергей Прокофьев знакомы миллиардам людей во всём мире. Валерий Гергиев и Денис Мацуев, выступающие в концертном зале Карнеги-холл с американским Национальным молодёжным оркестром, по сути являются «послами доброй воли» своей страны. Даже автор концепции национального брендинга Саймон Анхольт пишет, что в годы антисоветской пропаганды времён Холодной войны Москва у него ассоциировалась с репликой из чеховских "Трёх сестёр": "В Москву, в Москву!" Столица СССР ассоциировалась с прекрасным далёко, куда стоит стремиться.
Спортивное направление позиционирования России динамично развивается. Заслуженные успехи российской спортивной дипломатии – Универсиада в Казани – 2013, Олимпийские игры в Сочи – 2014, Всемирные зимние военные игры – 2017, Чемпионат мира по футболу - 2018 – положительно сказываются на привлекательности образа нашей страны за рубежом. По словам президента Международного Олимпийского Комитета Томаса Баха, в Сочи гости приехали с глубоким почтением к богатой и разнообразной истории России, а уехали как её друзья.
Представляется, что осознание необходимости интенсификации работы в области СМИ пришло после натовских бомбардировок Сербии в 1999 году, когда у России не было действенных инструментов по донесению свою позиции до профильной зарубежной аудитории. Международное общественное мнение формулировалось под влиянием западных СМИ – т.н. «эффект CNN». Россия извлекла тогда уроки. Сегодня зарубежным вещанием в России занимается агентство «Россия сегодня». RT подвергается серьёзной критике за рубежом, но при этом именно благодаря ему удаётся донести позицию России по ключевым вопросам до иностранной аудитории. В то же время, как отмечает ведущий эксперт по вопросам интегрированных маркетинговых коммуникаций профессор Роберт Лаутернборн, «Телевидение очень эффективно для работы в определённом сегменте. Но приоритетными для B2B коммуникаций являются именно печатные СМИ)». Поэтому хотя канал RT привлекает огромную зарубежную аудиторию, не менее значимыми механизмами для освещения позиции России по ключевым вопросам среди людей, причастных к принятию решений, являются печатные и онлайн-издания (Спутник, RBTH, Евразия. Эксперт).
3 минуты