Найти тему

☦️ 14 марта. Вторник 3-й седмицы Великого поста


📖 “И сказал Господь Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем; и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского; также и из птиц небесных по семи, мужеского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли, ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли. Ной сделал все, что Господь повелел ему.” (Быт 7:1-5, РСП)

🖋 Точное время, которое Ной и его дети потратили на строительство ковчега, в Библии не указано. Но, как считают иудейские толкователи, слова, сказанные в отношении разращенного человечества "да будут дни их 120 лет", относились не к сокращению срока жизни людей, а ко времени оставшемуся до потопа с момента возвещения Ною откровения о гибели человечества. Впоследствии это мнение стало общепринятым и в христианской экзегезе.

Интересно замечание иудейских книжников относительно слова "ковчег". На иврите оно звучит как "тэвА", и имеет два значения: 1) коробка, ящик, ковчег и 2) слово. Тем самым Бог, будто бы, дал Ною возможность выбора: строить корабль для своего спасения или призывать людей к покаянию.

Замечание поучительное, если бы из него не делался ложный вывод: то, что Ной выбрал первое, по мнению иудеев, показало его обычную человеческую праведность. Настоящий праведник - "цадик", с их точки зрения, делает не только то, что должен, но и сверх того. В этом замечании хорошо виден законнический дух иудаизма, который даже к праведности праотца Ноя подходит с мерками позднейших раввинистических преданий.

Когда строительство ковчега закончено, Бог повелевает Ною и его семье войти в ковчег, взяв с собою по семь пар чистых животных и по одной паре нечистых. Это первое упоминание в Библии разделения животных по принципу чистоты, которое впоследствии ляжет в основу ветхозаветного ритуального закона.

Различие в числе спасаемых тварей при первом и втором повелениях, современные библеисты склонны относить к теории двух источников. Но объяснить его можно и не прибегая к этой теории: первое повеление - взять на ковчег по паре животных, относилось к биологическому принципу размножения ("чтобы остались в живых"), которое возможно только при наличии мужского и женского начала. Тогда как второе было чисто количественным.

Семь дней оставшиеся до потопа, согласно иудейской экзегезе, были посвящены трауру по скончавшемуся Мафусаилу. Именно его праведности (молитве) иудейская традиция приписывает эти последние семь дней жизни допотопного человечества. Так это или нет, судить трудно. Но примечательно само желание иудеев объяснить любое выражение - если не каждую букву! - Пятикнижия Моисея.
2 минуты