Найти тему
93 подписчика

Театр имени Вахтангова, спектакль «Амадей»


Вольфи, жги! А ты, дружище, не чади!

Моцарт и Сальери. Неразрывная пара. Как «Твикс».
Алексей Гуськов и Виктор Добронравов, два актера разных поколений, но в одной «весовой» категории. Оба, по сути, Моцарты, разыгрывают эту историю зажигательно. Издержки творческой профессии. Кто бы отказался принять участие в разработке такой темы? Актерское счастье, как оно есть.
История пронизана нервом оперного жанра, который всегда – о чем бы ни был сюжет – всегда о страсти.
 «Прямо из головы!» Именно эта уникальная способность конкурента сочинять музыку повергает Сальери в пучину мучительной профессиональной зависти. На этих дрожжах зависти-восхищения-ненависти бродит вся его внутренняя жизнь. Какой путь должен пройти начинающий художник, чтобы от цветения перейти к распаду?
Моцарту дан уникальный талант, а Сальери упорство и фанатизм. История полна примеров, когда упертые середнячки оказываются в итоге успешнее и продуктивнее самородков. Любопытен еще и фактор разных стартовых условий. Один – потомственный музыкант, композитор, баловень судьбы с рождения, другой – сын бакалейщика. Один – вундеркинд, а другой – трудяга, который лишь в 15 лет смог начать свое музыкальное образование. Дистанция огромного размера!
Легко ли понять потолок своих возможностей? И не разочароваться в итоге в профессии и в самом себе? Эта рефлексия была уделом далеко не бездарных, а порой и выдающихся, людей. Вспомнить хотя бы Чехова, который долго считал себя середнячком и даже придумал едкий афоризм: «Собаки нужны разные, и большие и маленькие, главное – порода!»
Сальери решил отказаться от всех радостей жизни, чтобы заслужить дар свыше, славу и профессиональный успех. Сквозная тема веры и богоборчества делает эту историю еще драматичнее и кровавее. Тема жертвоприношения – очень непростая, неоднозначная, любопытная. Тайну силы молитвы сложно объяснять. Алексей Гуськов не первый раз делает подход к теме веры и разговора с Богом. Началом стал итальянский фильм «Он святой, он человек», где он сыграл главную роль Папы Римского Иоанна Павла II. Актер сделал лично для себя открытие: «Подлинная вера – это кровавая рана». В спектакле тема веры разыграна с драматическим нервом, но не лишена комедийной подспудной струи.
Как показать гения? Над этим ломал голову еще Милош Форман в работе над одноименным фильмом. Там Моцарт – нелепый, дураковатый, с пошлыми шутками и смехом олигофрена. Гений, что с него взять? Белая ворона в угольно-черной стае обывателей. Сыплет дурацкими шутками, а вперемешку роняет на пол партитуры восхитительной музыки… Режиссер Анатолий Шульев изящно цитирует фильм.
Вольфганг Амадей Моцарт в исполнении Виктора Добронравова поначалу дурашлив, как щенок, распахнут навстречу жизни и не видит ее подвохов, в надежде так и прожить жизнь баловнем-вундеркиндом. Он неглуп, но «с пыльцой в голове», как писал Пришвин про дурашливых животных. Может, потому и музыка его такая живая, невымученная. Витальная энергия. Однако, человека непрактичного, небогатого обывателям легко принять за лузера.
За этим фасадом Моцарта – внутренняя лаборатория высокоразвитой интуиции профессионала. Который бьет точно в цель. Пьяненький, распластанный на полу, он тремя ударами мячей попадает точно в три цели – пустые бутылки из-под спиртного. По большому счету он изощренно умен, собран и нацелен на результат. И в игре, и в музыке. Вино – неплохой источник вдохновения, однако…Плюс к этому источнику – пышные юбки Констанции и золоченая пыльца оперных костюмов Катарины, ее пряные позы дивы.
Отдельное удовольствие в визуальной картине спектакля – кукла-марионетка – образ юного Моцарта тех времен, когда свой детский гонорар он измерял количеством сладких пирожков. Кукла маленькая, очаровательная. В белом парике с букольками, с точеными костяшками-пальцами музыканта виртуоза. Деревянные фаланги пальцев расслаблены – кукла же! – и быстры как капли ртути. Умиление невероятное.
3 минуты