Найти тему
382,1 тыс подписчиков

Почему так дороги вещи привезённые с войны и какими свойствами они обладают


Вадим Фефилов руководитель Русского Дома в Ереване, писатель, военкор специально для проекта @wargonzoya

Есть у вещиц из особо рискованных мест особенное свойство: очень-очень жалеешь, когда теряешь. «Ништяки» с войны способны вызывать сильные чувства многие годы.

Однажды при переезде потерялся мой фонарик. Вещица из красного пластика с надписью Jugoslovenska narodna armija - той армии, исчезнувшей вместе со страной. И жаль утерянный артефакт натурально до боли.

Динамо-фонарик мне подарил офицер югославского СпН в горном лесу Косово и Метохии в 98-ом. Тогда мы с напарником чудом выехали от косоварских боевиков (сельских бандитов на самом деле), собиравшихся расстрелять нашу группу и скинуть вместе с автомобилем в пропасть.

А еще в нижнем ящике моего письменного стола в Москве имеется блокнот, выпущеный для офицеров Югославской народной армии. Берешь вещицу в руки и гнев хватает за волосы. Как же это хитрым жадным англосаксам удалось уничтожить богатое славянское государство, где всё население говорило на одном (!) сербо-хорватском, заслушивалось песнями югославского певца Баяги (фиг знает какой он национальности, да и какая разница) и гордилось фильмами югославского режиссера Кустурицы?

Откроешь свои записи - каракули, написанные, как правило на бегу - в блокноте и поневоле улыбнешься, а потом же загрустишь. Как же лихо выплясывал однажды в косовском ресторанчике профессор русской филологии Приштинского университета наш дорогой друг Шабан Хоти.

Он был нашим проводником на войне в Косово и переводчиком с албанского. Как-то раз вечером пригласил меня с напарником на ужин в традиционный албанский ресторан. Ели блюда вкуснейшей национальной кухни и даже плясали под народные албанские мелодии.

Вскоре Шабана схватили и казнили такие же албанцы только из западной прокси структуры - сепаратисткой «Армии освобождения Косова» (UÇK). Вся вина профессора была в том, что он албанец - посмел работать с русскими.

Кроме блокнота, сохранилась у меня кассета с песнями юговской звезды Баяги. Всегда ставил ее в автомагнитолу, когда прилетал Белград и садился за руль арендованной в аэропорту машины, чтобы отправиться за 360 км в сербский край Косово и Метохия:

«Mojи су другови жестоки момци великог срца,
И кад се пиjе, и кад се љуби, и кад се пуца … Мои друзья крутые парни с большим сердцем,
И когда пьют, и когда любят, и когда стреляют» …


*наш проект существует на средства подписчиков, карта для помощи
4279 3806 9842 9521
Почему так дороги вещи привезённые с войны и какими свойствами они обладают  Вадим Фефилов руководитель Русского Дома в Ереване, писатель, военкор специально для проекта @wargonzoya   Есть у вещиц из
2 минуты
23,8 тыс читали