14,3 тыс подписчиков
В этот день, 24 марта, родился Алексей Дмитриевич Попов (1892 – 1961). Он стал одним из наиболее влиятельных режиссеров советского времени, главным режиссером Театра Революции и Театра Советской армии, вместе с Марией Кнебель воспитал в ГИТИСе множество блестящих учеников.
А начинал Попов в МХТ. Уроженец города Николаевска Самарской губернии, сын кондитера увлекся театром еще в Саратове, куда переехала семья. Причем особенно чтил МХТ. В 1912 году Попов приехал в Москву и поступил сотрудником в Художественный театр. Буквально летал от счастья. Но уже в конце сезона получил уведомление от Немировича-Данченко о том, что его артистическая индивидуальность не отвечает направлению МХТ.
Это стало для него ударом такой силы, что Попов помнил его всю жизнь. Даже свои воспоминания он начал с главы «Меня выгоняют из Художественного театра».
Однако юноша не сдался. Попытался поговорить с Немировичем – ничего не вышло. Тогда написал Станиславскому. И… получил ответ секретаря дирекции, что с будущего сезона он продолжает числиться в сотрудниках МХТ.
Немирович с ним не здоровался. Так продолжалось вплоть до репетиций спектакля «Мысль» по пьесе Леонида Андреева, где Попову дали роль слуги Василия. На этих репетициях лед, хоть и не сразу, растаял.
В Попова поверили. Константин Сергеевич рано разглядел в нем потенциального режиссера. Когда Леопольд Сулержицкий подал ему списки сотрудников МХТ, необходимых для только возникшей Первой студии, против фамилии Алексея Попова Станиславский написал: «Как актер не выявлен. Прекрасно читает. Деятелен. Корпоративен».
К.С. называл Попова «идейным мечтателем». А тот и правда мечтал приносить пользу обществу, заниматься просвещением. В 1918 году он уехал в провинцию создавать экспериментальный театр по принципу Первой студии, воплощать там разработки Станиславского. Работал в Вичуге, затем в Костроме. Станиславский отпустил его с трудом. Попов вспоминал: «Мучительный разговор длился часа два. От задушевных, тихих интонаций Константин Сергеевич переходил в крик. Иногда мне становилось страшно за него. Мария Петровна Лилина, его жена, прославленная актриса Художественного театра, несколько раз приотворяла дверь, обеспокоенная и испуганная. Она боялась за сердце Константина Сергеевича, ей было совершенно непонятно такое волнение Станиславского по поводу ухода какого-то сумасбродного мальчишки».
На фото из фондов Музея МХАТ: Алексей Попов в молодости; в роли Василия в спектакле МХТ «Мысль», 1914; в роли Калеба в спектакле Первой студии «Сверчок на печи», 1914.
2 минуты
24 марта 2023
1798 читали