Найти в Дзене

Певчая птица с железной рукой

1876 год — год изобретения телефона и трансформатора, год смерти последнего аборигена Тасмании и отказа Японии от политики изоляционизма, год выхода из печати «Приключений Тома Сойера» и премьеры «Гибели богов» — и еще год рождения Ивана Билибина.
Удивительное дело: если вы остановите на улице любого прохожего и попросите назвать несколько самых знаменитых русских художников, — едва ли имя Билибина прозвучит в числе первых пришедших в голову. И тем не менее буквально каждый человек в России знает его работы, вырос на его образах — его иллюстрации к русским сказкам впечатаны в наш национальный код.
Но кто он был, художник, которого называли «Железная рука» — Иван Билибин?
Эстет, денди, бонвиван, фат, повеса, сердцеед, пьяница, душа компании, острослов, неутомимый труженик, великий учитель, антиквар, исследователь, либерал, патриот — ядерная смесь.
Из непростой семьи. Отец — главный врач Морского госпиталя военно-морского порта в Либаве, дворянин. Мать брала уроки фортепиано у Рубинштейна. Предки — богатые купцы; есть фотография, на которой молодой Билибин позирует рядом с портретом своего прадеда кисти Левицкого (ему же принадлежит самый известный портрет Екатерины II в образе законодательницы в храме богини Правосудия).
Учился в Первой петербургской гимназии на нынешней улице Правды. Обучение стоило бешеных денег, абы кто там не учился — среди других выпускников Бекетов, Вернадский, Вс. Вишневский, Адамович, генерал Антонов и еще десятки имен. Билибин получил при выпуске серебряную медаль за особые успехи в математике.
Мечтал только рисовать, но против воли отца не пошел — поступил в университет на юридический. Однако параллельно все же учился рисовать — сначала в Обществе поощрения художников, потом полгода в Мюнхене, потом вольнослушателем в Тенишевском училище у Репина и потом у него же и тоже на птичьих правах — в Высшем художественном училище при Академии художеств, нынешней Репинке.
Получил диплом юриста, но по специальности не работал ни дня.
Похоже, что ключевой точкой становления Билибина как художника стал 1899 год. Летом он оказался в деревне Ёгна Тверской губернии — более глухой глухомани трудно себе представить — и тут столичный мальчик из золотой молодежи впервые столкнулся с настоящим русским народом и его подлинной культурой. Это был идеальный мэтч.
Из Ёгны Билибин вернулся с целым ворохом рисунков, зарисовок, артефактов — отныне он будет главным специалистом эпохи по русской народной культуре, ее Колумбом и ее апостолом.
В начале 1900-х в течение нескольких лет он по направлению музея Александра III, нынешнего Русского музея, совершил несколько экспедиций на русский Север — Архангельская, Вологодская, Олонецкая губернии — и собрал громадную коллекцию предметов быта, одежды и искусства: одежда, лубки, резное дерево, вышивка и так далее. Собранная Билибиным коллекция составит основу того, что теперь называется Российским этнографическим музеем.
Билибин, кроме того, бесконечно фотографирует — вообще фотографировать будет всю жизнь, — вышедшая в 1910 г. «История русского искусства» Грабаря, по которой будут учиться несколько следующих поколений художников и искусствоведов, насквозь иллюстрирована его снимками из экспедиций на Север.
Наконец, зарисовки, эскизы, этюды и самое главное — собственные рисунки. Прежде всего — иллюстрации к сказкам «Марья Моревна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и «Белая уточка». Да, это те самые картинки в книжках, которые в детстве рассматривали вы и теперь рассматривают ваши дети.
На пространстве одной небольшой статьи невозможно ни толком пересказать биографию Ивана Билибина, ни углубляться в рассуждения о его творчестве — нас интересует прежде всего загадка его личности, его психологический портрет. ДАЛЕЕ на нашем сайте арт-проп.рф (xn----7sb7bdbccn.xn--p1ai/...tml)
3 минуты