14 подписчиков
Для начала необходимо определиться с некоторыми базовыми понятиями. Вопреки традиционной классификации видов общества, мы сформировали определенный баланс между традиционным, индустриальным и постиндустриальным обществами. Не бросаемся в крайности, стараемся взять лучшее, но избавляться от худшего. А плюсы и минусы есть у каждого из них.
Одним из аспектов сохранения традиционного общества является подход в принятии базовых аксиом именно за таковые, неоспоримые. Что женщина это женщина, а мужчина это мужчина. И это отразилось в подходе к воспитанию детей. Мальчиков растят с более мужскими интересами, девочек с более женскими. Зачастую это обусловлено не только традиционными аспектами, как патриархальное устройство в семье (все же тут мы уже активно разделили традиционное и индустриальное общество, уйдя от жесткой парадигмы "муж добытчик, жена домохозяйка", позволяя любой вариант), но и учитываем физиологический аспект - девочкам где требуется гибкость, ловкость и менее силовая нагрузка (государство и общество ценит важность демографического вопроса, а мужчины биологически рожать не умеют). Парням же традиционно достаются более тяжелые и контактные активности. Потому что биология тела и особенности развития психики, что нам нужно чаще самоутверждаться в своих коллективах, вплоть до помахать кулаками.
Кроме того, формируются определенные пристрастия. Мальчикам инженерное дело, войнушка, активный и контактный спорт. Девочки что-то более умиротворенное и спокойное, как мода, быт, более подходящий душевный спорт, искусство, музыка, семья.
Но кроме модели поведения, как следствие оной, подсознательно формируется и модель восприятия информации. Да, иногда это выражено отчасти и в сексистской форме, но посудите сами - говоря, к примеру, "бухгалтер" вы кого представляете ? Женщину. Строитель или водитель ? Мужчину. Так что это двунаправленная игра в обвинения в сексизме. А на деле является ни чем иным, чем просто сложившейся исторически традицией.
Говоря про СМИ в аспекте модели восприятия и сложившихся традиций, нужно делить информацию по психологическому типу восприятия. Тексты - на мой взгляд, без разницы кто пишет. Тут идет начитка внутренним голосом читателя, потому все зависит от мастерства автора изложить суть.
А вот с аудио-визуальной составляющей всегда сложнее, потому что тут активно задействуются те самые стереотипы... хотя более уместно назвать это "привычками" ассоциативной связи субъекта и объекта. К примеру, мужчина на сугубо подсознательном уровне с большим доверием воспримет информацию про новый узловой агрегат газопрошневого двигателя БелАЗ из уст другого мужчины, потому что тот же мужик, а значит понимает в машинах. И не важно, что это человек из отдела связей с общественностью и его воспитывала бабушка на передачах Малышевой. Но ассоциации все равно.
Или же женщина вряд ли с эмпатией будет слушать мужика с щетиной и тяжелым басом про то, что жертвы домашнего насилия могут обратиться на такую-то горячую линию. Потому что насилие провоцирует подсознательную неприязнь к мужчинам с ярким половым признаком, а следовательно не будет психоэмоционального отклика, который был изначально заложен. Нужен умышленный сексизм, чтобы информацию сообщила женщина.
Но возможны исключения. К примеру, в пресс-службе МО есть женщины, однако перечень освещаемой ими информации довольно ограничен. Не по причине недоверия, а сугубо из-за вопроса восприятия целевой аудиторией. Армия в большинстве своем - мужчины. Мы все понимаем, что за каждым сильным мужчиной стоит не менее сильная женщина, но в вопросах национальной безопасности она в первую очередь ЗА МУЖЕМ или за мужской спиной, если речь о матери. Потому ключевая информация в данном случае должна исходить от тех, кто является большим авторитетом в данном вопросе.
В остальном же в Беларуси не существует проблемы сексизма в СМИ, потому что наше общество во многом сохранило подход в необходимости быть всесторонне развитым человеком, чтобы добиться успеха. Потому подавляющее число вопросов в равной степени может быть отработано как мужчинами, так и нашими прекрасными женщинами.
3 минуты
10 марта 2023