Найти тему

«Я увидел молодого воина в полном вооружении. Я подчеркиваю: не скелет воина, а самого воина. Казалось, смерть не коснулась его. Он лежал вытянувшись, и можно было подумать, что его только что положили в могилу. Это видение продолжалось долю секунды. Потом оно исчезло, словно развеянное ярким светом факелов. Шлем скатился направо, круглый щит вдавился в латы, поножи, лишившись опоры, оказались на земле». Так описывает вскрытие этрусского саркофага Аугусто Яндоло, присутствовавший при этом событии еще мальчишкой вместе с отцом.


Тело воина пролежало в саркофаге не одну тысячу лет, и всего лишь одно мгновение потребовалось для того, чтобы оно превратилось в пыль, соприкоснувшись с агрессивной для него средой. Виной тому оказалась простая неосторожность исследователей. Эта история вновь и вновь напоминает нам о том, что важнейшей для археологов и реставраторов остается простая заповедь: «Не навреди».
«Я увидел молодого воина в полном вооружении. Я подчеркиваю: не скелет воина, а самого воина. Казалось, смерть не коснулась его.
Около минуты
1050 читали