2202 подписчика
🤷 «Делайте что хотите!»
Иногда консультанты слишком буквально понимают фразу «психологи не дают советов». И занимают беспристрастную позицию, оставляя клиента наедине с проблемами.
Разберем на примере. К психологу обратилась пара: «Помогите нам улучшить общение. Может быть, есть техники или приемы, которые помогут нам понимать друг друга и обсуждать проблемы так, чтобы это не выливалось в ссоры и обиды».
🔴 Деструктивная позиция психолога
Консультант ответил: «Я не могу сказать вам, как нужно поступить. Вы должны сами прийти к взаимопониманию. Это важно для эффективности терапии».
Пара пришла с конкретным запросом, поэтому при таком ответе клиенты чувствуют себя отвергнутыми. Им жаль потраченных на консультацию денег и времени. Если бы они могли самостоятельно прийти к взаимопониманию, то пришли бы. Пока им не хватает знаний и навыков, поэтому они и обратились к психологу.
✅ Эффективная позиция психолога
Консультант ответил: «Понимаю, общение — основа отношений. Я могу предложить вам попробовать пару техник. Посмотрим, как они откликаются вашей паре. Если не подойдут, мы попробуем что-то еще». И, например, рассказать о технике «Я-высказывания» и приеме «Отзеркаливание». Предложить опробовать их на практике здесь и сейчас.
Клиенты рады: они чувствуют поддержку. У них появилась надежда, что проблему можно решить и получится спасти отношения. А психолог таким ответом сохранил объективную позицию, но при этом проявил эмпатию.
В терапии ответственность делится между психологом и клиентом. Консультанту не следует давать личных советов в стиле «Я бы на вашем месте…», навязывать свои ценности, приказывать клиенту сделать что-то. Но он может рассказать ценную для клиента теорию, познакомить его с техниками и упражнениями. Главное — работать в системе ценностей клиента, поддерживать и идти рядом.
«Беспристрастный психолог» — не единственная деструктивная позиция. Ранее мы рассказали о позиции «душевный психолог». Переходите по ссылке, чтобы узнать о ней.
1 минута
14 марта 2023
103 читали