44,1 тыс подписчиков
Автоматический противоослепляющий фонарь
Электрический противоослепляющий фонарь устанавливают на уровне основного поля зрения водителя, с левой стороны лобового стекла, что практически не мешает ему при движении. Свет от фонаря распространяется параллельно лобовому стеклу и не попадает в глаз водителя, для этого у фонаря имеется светозащитный козырёк.
При включении фонаря происходит поглощение значительной части лучистого потока света фар, уменьшая засветку сетчатки глаза. Кроме того, использование в фонаре синего или зелёного светофильтра даёт возможность контролировать обстановку на дороге, поскольку в ночное время глаза человека наиболее чувствительны к синим и зелёным лучам видимого спектра.
Недостатком противоослепляющих фонарей является их раннее либо позднее включение. Особенно опасно позднее включение, когда от резкого яркого света засвечивается сетчатка глаз, и включение фонаря оказывается малоэффективным.
Предлагаемая схема устройства автоматического включения и выключения фонаря обеспечивает:
включение устройства одновременно с фарами автомобиля от его «штатного» выключателя;
быстрое включение при освещении фотоэлемента светом фар встречного транспорта и плавное (единицы секунд) выключение, что сокращает время переадаптации глаз водителя.
Устройство состоит из порогового усилителя светового потока на транзисторе VT1, составного транзисторного ключа на транзисторах разной проводимости VT2, VT3 и схемы задержки выключения лампы HL1, выполненной на резисторе R3 и накопительном конденсаторе С1.
Устройство питается от параметрического стабилизатора на стабилитроне VD1 и резисторе R4 и включается совместно с фарами автомобиля. Как только лучи света фар встречного транспорта попадают на фоторезистор R1, открывается транзистор VT1, который включает транзисторный ключ VT2, VT3, и на лампу фонаря HL1 поступает бортовое напряжение + 12 В.
Лампа начинает светиться. Одновременно происходит заряд конденсатора С1. Когда освещение фоторезистора прекращается, транзистор VT1 закрывается, но лампа HL1 продолжает светиться до полного разряда накопительного конденсатора С1 через резистор R3 и переход база-эмиттер транзистора VT2. Подстроечным резистором R2 устанавливают порог включения лампы фонаря HL1,
Конструктивно печатную плату располагают в корпусе фонаря. Для фоторезистора высверливают отверстие в корпусе со стороны, обращённой к дороге.
Хотя чувствительность схемы достаточна, для повышения её эффективности перед фоторезистором желательно установить собирающую линзу. Оптическую систему (фоторезистор с линзой) располагают так, чтобы она хорошо освещалась фарами встречного автотранспорта и как можно меньше светом фар собственного автомобиля.
Мощность лампы в фонаре не должна превышать 5 Вт, фоторезистор R1 типа СФ2-8 можно заменить на ФСК-1 с темновым сопротивлением 30...60 кОм, транзисторы VT1, VT2 должны иметь статический коэффициент передачи тока не менее 100. Транзистор VT3 работает без радиатора, и его можно заменить на КТ818 с любой буквой. Конденсатор С1 ёмкостью 20...30 мкФ. Стабилитрон VD1 типа КС182 можно заменить на Д814А, Б.
2 минуты
8 марта 2023
4496 читали