6901 подписчик
Недавно ходили в Театр Виктюка, и я всё не соберусь написать. А написать надо, потому что возможности увидеть спектакли Мастера скоро уже и не будет. Романа Григорьевича два года, как нет с нами. Из всех публичных людей, которых унесла эпидемия, для меня это была самая большая потеря. Как угодно можно относиться к его творчеству /которое лихо заигрывает с темами, которые сейчас нельзя пропагандировать/, но никак нельзя отрицать его талант. В истории русского театра Виктюк – уникальное явление.
Обидно, что после смерти Мастера художественным руководителем стал не Бозин, его любимый актёр, которому все прочили эту должность, а Денис Азаров. Человек "с улицы", который конкретно к этому театру с его самобытным наследием не имел никакого отношения. Азаров, впрочем, почти год как уволен за активную, скажем… антипатриотическую позицию. Сейчас корабль фактически без рулевого. Короче, к чему это я. Если вы интересуетесь театром и до сих пор не были на «Служанках» - срочно покупать билет. Это надо видеть, просто чтобы прикоснуться к легенде. Потому что скоро её может просто не стать.
Ну а я ходила на «Мелкого Беса» по роману Сологуба. Заинтриговали меня рецензии: кто-то в восхищении, а у кого-то «всю дорогу вспоминала Сайлент Хилл и Человеческую многоножку, только здесь позабористее. Хочется смыть с себя это впечатление с мылом, а то и с кожей».
Посмотрела, составила своё впечатление. Больше всего люди жаловались на то, что «актёры бегают по сцене и орут». Так вы Сологуба-то почитайте, там на протяжении всей книги герои хаотично мечутся и именно что орут. Это поразительно, как Виктюк в сценической постановке передал даже рваный, неровный ритм текста. Мне кажется, это идеальное соответствие литературному источнику.
Ну а по сюжету да. Тяжело. Трагедия маленькой человеческой жизни, мелкого уездного учителя, который сходит с ума на фоне пошлости и безысходности. Финал меня кольнул в самое сердце. Ради последних полутора минут я бы даже ещё раз сходила. Когда в полной темноте софит опускается сверху на скрючившуюся в беззвучном вопле фигурку, испепеляя её потоком света. Это был самый сильный момент спектакля. Не случайно на афише фантазия на тему Мунка. И финальный стон – «Все погибнут! Все погибнут…» определенно не то, что хотелось бы слышать в годовщину 23 февраля. Постфактум я поняла, что дата спектакля вряд ли была выбрана случайно – грустная и злая ирония.
1 минута
6 марта 2023
211 читали