Найти тему

Мейсенский фарфор из фондов музея-усадьбы Большие Вяземы.


А еще говорят, что алхимики – прохиндеи и пустозвоны. Но ведь если бы алхимик Иоганн Бёттгер не наалхимичил в своей лаборатории, еще неизвестно, кто и когда додумался бы до рецепта белого фарфора, и не открыли бы знаменитую немецкую мануфактуру Meissen, и не любовались бы мы изящными фарфоровыми статуэтками, изготовленными на ней в разное время, но в основном с 1730 по 1770 годы – этот период даже называется в истории фабрики скульптурным.

Началось это предприятие с производства фарфоровой посуды в январе 1710 года, и первое время работа над фарфором велась в строжайшем секрете, потому что его рецептуру жаждала узнать вся Европа. От греха подальше мануфактуру даже перевели из Дрездена в замок Альбрехтс-бург в городе Мейсен, расположенный на вершине горы, – так было удобнее обеспечивать безопасность.
А сам изобретатель вожделенного материала сначала был вынужден скрываться, но довольно быстро Август Сильный, тогдашний хозяин Саксонских земель, его изловил и заставил работать на себя – уж очень хотелось властителю иметь свое фарфоровое производство, ведь он, по слухам, однажды выменял полк из шестисот драгун на 152 фарфоровых предмета из коллекции короля Пруссии Фридриха I. Неудивительно, что он так настойчиво требовал от алхимика получения «белого золота».

С приходом на завод Иоганна Кендлера начался «скульптурный период» мануфактуры. Талантливый Кендлер создал целые серии и композиции разнообразных скульптур, благодаря которым мейсенский фарфор снискал неслыханную популярность, в том числе и в других странах.
Широко известна его композиция «Обезьяний оркестр», на создание которой мастера вдохновили модные в то время театральные постановки. Изначально композиция состояла из 21 фигурки и была продана маркизе де Помпадур.

Не отставал от моды и русский императорский двор - среди заказчиков мейсенского фарфора были императрица Екатерина II, графы Строгановы, князья Юсуповы, а затем и Карл Фаберже. В 1770 году, например, в Россию было ввезено порядка сорока процентов всего экспорта фарфора «Meissen», и уже к концу XVIII века на мануфактуре были выделены специальные дни для производства товара для России. В то же время во многих русских городах были созданы постоянные склады саксонского фарфора.

Несмотря на славу, за всю свою долгую историю мануфактуре приходилось неоднократно переживать сложные времена – мода на ее изделия то угасала, то разгоралась с новой силой. Не способствовали развитию производства и многочисленные войны, в которые Германия на свою голову ввязывалась с удручающей регулярностью в XIX-XX веках.

Мне не удалось выяснить подробности этой истории, но есть сведения, что в 1945 году фабрика была сохранена только благодаря Екатерине Сергеевне Катуковой, жене маршала Катукова. В память об этом на фабрике установлена табличка: «Фрау Катукова спасла фабрику».

Посмотрите, какие чудесные статуэтки.
2 минуты