Найти тему
104,9 тыс подписчиков

Ещё 1 марта 1917 года Февральская революция в глазах офицера А. И. Верховского была воплощением «праведного гнева народного». Опасаясь негативных перемен, всё же Александр Иванович смотрел в будущее с оптимизмом:

«Мы увидим армию, которая сможет без внутренних тормозов делать свое великое дело...»
Всего за несколько дней, со 2 по 5 марта, настроение очевидца событий (находившегося в Севастополе) полностью переменилось. А. И. Верховский увидел, как почти моментально начала рушиться дисциплина в армии. Причем происходило это во многом «снизу»: в сознании масс уходила в прошлое не только монархия, но и «старые порядки».
Оттуда понятна мотивация многих будущих белых офицеров, которых падение монархии не то чтобы сильно расстроило. Но их расстроило падение дисциплины в войсках, осознание того факта, что солдаты более не подчиняются беспрекословно офицерам.
«Сейчас это уже стало ясно: масса поняла революцию как освобождение от труда, от исполнения долга, как немедленное прекращение войны. Отдыха, хлеба и зрелищ. Это психология разбитого народа...» (с) А. И. Верховский. Россия на Голгофе: (Из походного дневника 1914—1918 г.)
Вот так, всего за несколько дней, сознание А. И. Верховского (и ещё, пожалуй, тысяч таких офицеров) сменилось с «революционного» на «контрреволюционное».
Ещё 1 марта 1917 года Февральская революция в глазах офицера А. И. Верховского была воплощением «праведного гнева народного».
1 минута
7903 читали