86 подписчиков
“Международный междусобойчик” по пятницам
#международныймеждусобйочик
Фантомы великих империй
Часть I. Британия
#британия
Первый этап премьерства Риши Сунака показал, что он сильный технократ, которому не повезло с эпохой. В том смысле, что выпало минимизировать разрушения после Brexit, а не выстраивать новую архитектуру международных отношений.
Сунаку удалось сделать достичь компромисса по “Североирландскому протоколу”, регулирующему торгово-экономический режим между Северной Ирландией и Ирландией [проблема возникла из-за того, что пограничный режим между двумя Ирландиями был установлен в 1998 году – до образования ЕС, что создало правовую коллизию после Brexit].
При этом и Борис Джонсон, и Лиз Трасс изображали проблему как неразрешимую, но британский премьер, судя по всему, сумел ее решить.
“Североирландский протокол” подписанный Риши Сунаком и главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен получил гордое название “Виндзорские рамки”.
Как подчеркнул Риши Сунак во время дебатов в парламенте, новые правила устраняют проверки для подавляющего большинства товаров, ввозимых в Северную Ирландию. Проверяться будут лишь те, которые предназначены для дальнейшего перемещения в Ирландию, – страну ЕС.
Компромисс оказался ближе к позиции Лондона, нежели Брюсселя, но его еще нужно утвердить в Британском парламенте и Североирландской Ассамблее, именуемой Стормонтом [название, аналогичное Вестминстеру, как именуется Британский парламент].
Лояльные Лондону юнионисты высказывают некие опасения по поводу того, что ряд законов ЕС продолжают действовать в Северной Ирландии, но для них появился “пряник”, гордо названный “тормоз Стормонта”. В случае, если ЕС изменит существующие или примет новые законы, распространяющиеся на Ольстер, их можно будет заблокировать одной третью голосов депутатов.
[Главная националистическая партия Северной Ирландии – католическая “Шинн фейн” поддержала “Виндзорские рамки”].
Что касается Британского парламента, то недовольство, которое пытается выказать группа “жестких брекзитеров” во главе с Борисом Джонсоном ни к чему не приведет: о поддержке документа уже заявили лейбористы, и даже в случае раскола консерваторов, голосов хватает.
Главная уступка со стороны Лондона – арбитраж в рамках сохранившихся в Северной Ирландии законов остался в ведении Европейского суда.
После ратификации “Виндзорских рамок” в Северную Ирландию, согласно информации Bloomberg, готовы зайти американские компании из оборонного и космического секторов.
Возможно, 2 недавних теракта “новой ИРА” – попытка подрыва полицейской бронемашины и тяжелое ранение полицейского детектива – это “игра” противников соглашения между Лондоном и Брюсселем.
Успешные переговоры с ЕС подняли рейтинг одобрения премьера с 27% до 34% – он в полтора раза популярнее своей партии, деятельность которой одобряет только 22% избирателей.
Но все равно, баланс одобрения / неодобрения премьера составляет минус 21%.
Решив одну серьезную проблему, Риши Сунак рискует столкнуться с новой, которая – “хорошо забытая старая”. Речь идет о Мальвинских / Фолклендских островах, которые являются спорными с 1833 года, а в 1982 году даже стали причиной англо-аргентинской войны.
Оправившись через 40 лет после поражения, Буэнос-Айрес вышел из пакта Форадори – Дункана, который в 2016 году урегулировал этот спор.
Аргентинский МИД вдохновляют:
старая резолюция ГА ООН 1965 года, которая требует от Британии и Аргентины вступить в прямые переговоры по вопросу суверенитета Мальвинских (Фолклендских);
новый прецедент, созданный началом консультаций Лондона с Маврикием о суверенитете архипелага Чагос в Индийском океане;
“вновь открывшиеся обстоятельства” – из мемуаров Алана Дункана аргентинцы узнали, что их соотечественник Карлос Форадори вел в 2016 году переговоры по заключению пакта “Форадори – Дункана” в нетрезвом виде.
PS. По приглашению Лондона вскоре на спорные острова должны прибыть “миротворцы” из Косово.
3 минуты
4 марта 2023