Найти тему

Независимые зависимые.


В 2019 году ученые Саймон Дикау и Ульрих Вольц задались вопросом о независимости финансовых регуляторов в их решений от правительственных курсов сменяющих друг друга кабинетов министров. Их работа была направлена на выявление причин, по которым вдруг в мире образовался глобальный тренд на поддержку «зеленой экономики». Но ведь закономерный вопрос: как это вдруг по всему земному шару фирмы, декларирующие использование заемных средств в интересах экологии планеты, стали получать дешевые ресурсы в рамках различных социальных государственных программ? Ценные бумаги, выпускаемые эмитентами на корпоративные нужды с учетом ESG-стратегии, получили преференции у центральных банков и стали входить в портфели финансовых регуляторов. Дикау и Вольц внимательно изучили, что говорит законодательство в 133 странах мира в отношении центральных банков. Их интересовал вопрос – обязаны ли центральные банки следовать по пути кабинетов министров? Ученые выяснили, что 54 центробанка в свой мандат прямо или косвенно включают обязанность поддерживать правительственную политику и способствовать росту экономики. Из них 16 (в т.ч. российский регулятор) должны поддерживать или обеспечивать эколномический рост, что некорректно, а 38 центробанков должны четко следовать приоритетам правительственной политики. Дикау и Вольц приводят множество примеров, как некорректные и неточные формулировки в законах о центральных банках некоторых стран лишают их независимости:

В качестве примера мандата регулятора, независимого от политики кабинета министров и правительственного курса, можно рассмотреть Закон о Банке Канады[1], в котором отмечена цель, с которой был создан финансовый регулятор:
Перевод данного текста таков: «Банк Канады учрежден для регулирования кредитных и валютных отношений в интересах экономической жизни нации, для контроля и защиты обменного курса национальной денежной единицы и для сдерживания влияния его колебаний на общий уровень производства, торговли, цен и занятости настолько, насколько это возможно в рамках монетарной деятельности, и для общего продвижения экономического и финансового благополучия Канады…». Короче говоря, в Законе сказано об основном значении Банка Канады, его четком мандате и о том, что он направлен на повышение экономического и финансового благополучия Канады.
Мандат Банка Англии изложен в Законе о Банке Англии[2] (последняя редакция 1998 года). Отличительными особенностями работы британского регулятора является то, что, с одной стороны, Банк Англии независим в своих решениях относительно того, какой инструмент и как ему использовать для достижения поставленных целей. С другой стороны, Банк Англии получает таргет-уровни по инфляции от Кабинета Министров и отчитывается перед Министерством Финансов о проделанной работе. Председатель Банка Англии также раз в квартал приглашается для выступления в Парламент перед Палатой Представителей, где подробно отвечает на вопросы, которые ему задают: об инфляции, о финансовой стабильности в стране, о том, почему не достигнуты поставленные цели и какие есть еще ресурсы и инструменты их достижения.

[1] Bank of Canada Act, 1985.
[2] Bank of England Act, 1998
Независимые зависимые.
2 минуты