292 подписчика
При воспитании детей с РАС это особенно актуально: «Ребёнок не научится сотрудничать, если всё всегда происходит так, как ему хочется».
Когда вся жизнь подчинена тому, чтобы ребёнку было комфортно, чтобы он не плакал, не нервничал, не происходит развития его эмоционально-волевой сферы, навыка самоконтроля, способности адаптироваться к изменениям, а главное, интеллектуальных способностей, а порой и самосознания и осознанности ребёнка.
Решая ежедневные житейские задачи, преодолевая трудности, приспосабливаясь к социальным требованиям, ребёнок развивается во всех сферах: интеллект, коммуникация, моторика, эмоции, воля…
Простой пример:
Мама перестала вытирать за ребёнком разлитый напиток и стала просить его убрать лужу самостоятельно.
Ребёнок столкнулся с житейской проблемой: грязно, лужа движется и может намочить ребёнка, мама предъявляет требование.
Посмотрим, как решение этой проблемы ребёнком влечёт его развитие.
🧩 когда мама не убирает лужу, а просит это сделать ребёнка, он замечает лужу❗️ иногда впервые, а это формирует и развивает представления ребёнка об окружающем мире, о веществах, которые его окружают,
🧩необходимость решить проблему включает интеллектуальную активность: надо найти способ решения проблемы, инструменты для этого,
🧩 предъявление инструкции мамой и настойчивость ведут к установлению границ в отношениях, формированию сотрудничества,
🧩 первоначальное выполнение уборки с помощью мамы формирует моторный навык
🧩последующее обучение по образцу (Мама показывает, как надо делать, а ребёнок повторяет действие) формирует подражательную способность
🧩поиск тряпки для выполнения уборки развивает поисковую активность и ориентировку
🧩сам процесс вытирания лужи заставляет ✅следить, ✅оценивать результативность своей работы, ✅выбирать действия, которые устраняют проблему,
🧩мозг тренируется посылать сигналы к рукам, координирует их работу, а в результате формируется путь для нервного импульса, что в будущем действие выполнялось быстрее,
🧩 ребёнку приходится удерживаться в деятельности до достижения запланированного результата - таким образом формируется структура произвольной деятельности
🧩пока ребёнок отжимает тряпку, выбирает движения, которые помогают убрать лужу происходит развитие мелкой моторики,
🧩когда ребёнок отвлекается, а мама помогает вернуться к деятельности, довести ее до конца, происходит развитие осознанности - ребёнку приходится включиться в процесс, а не находиться в отрешенном состоянии,
🧩 участие ребёнка в процессе уборки, его самостоятельность формируют самосознание: ребёнок начинает ощущать своё тело, свои желания и свои эмоции,
🧩уборка за собой снижает тревожность, так как ребёнок видит, что проблему можно устранить.
Список этот можно продолжать, но думаю, вы поняли😀
И это всего лишь один маленький пример из жизни ребёнка.
2 минуты
2 марта 2023