Найти в Дзене
104,8 тыс подписчиков

Целый ряд исследователей, коих мне доводилось читать (О. С. Поршнева, А. Б. Асташов, К. А. Тарасов и т.д.), обращают внимание на значение 1916 года в изменении солдатских настроений. Письма с фронта показывали нараставшее недовольство даже не столько «бесконечной войной», поглотившей всю кадровую армию и всех подготовленных резервистов к 1916 году, сколько поведением многочисленных «тыловиков». Богатеи или просто ловкачи различными способами (в том числе нелегальными) отлынивали от фронта: шли в Земгор, устраивались по блату на оборонные предприятия, получали должности в канцеляриях запасных частей и т.д. Всё это видели семьи фронтовиков, а в Петрограде и сами «запасники» наблюдали кутежи наживавшихся на войне деятелей.

«По мнению А. Б. Асташова, солдат возмущало в первую очередь поведение «тыловых мародеров». В эту категорию попадали те, кто так или иначе выигрывал от войны: инженеры, банкиры, капиталисты, помещики и другие «богатеи», торговцы и спекулянты...» (с) К. А. Тарасов. Бремя войны: солдаты и рождение социального конфликта в 1917 году. / А. Б. Асташов. Русский фронт. Журнал «Новейшая история России», 2021.
Можно сказать, что «массовое сознание» солдат постепенно переключалось с внешнего врага на внутренних (что ещё позже станет одной из причин Гражданской войны). И, кстати, Февральская революция показала ещё кое-что: неуверенность генералов в том, что фронтовые части пойдут штурмовать Петроград и воевать с «запасниками».
Целый ряд исследователей, коих мне доводилось читать (О. С. Поршнева, А. Б. Асташов, К. А. Тарасов и т.д.), обращают внимание на значение 1916 года в изменении солдатских настроений.
1 минута
35,6 тыс читали