275 подписчиков
❓Какие бывают виды нарушения счета и как родители могут заподозрить у ребенка дискалькулию?
По данным исследователей, дискалькулия может быть врождённой или приобретённой, первичной или вторичной.
Специалисты выделяют следующие формы:
Практогностическая – неумение вести абстрактный счёт, классифицировать предметы по форме, величине, количеству.
Вербальная – невозможность назвать числа, геометрические фигуры и действия, которые с ними совершают.
Графическая – проблемы с переводом числа в форму цифры, изображением математических символов, геометрических фигур.
Лексическая – характерны ошибки в чтении арифметических знаков и цифр, в понимании условий задачи, сути математических операций, нарушения пространственной визуализации.
Операциональная – у ребёнка появляются трудности в совершении простых арифметических действий и решении элементарных примеров и задач.
Арифмерия – неспособность к обучению вычислительным операциям.
Псевдодискалькулия – нарушение усвоения математики из-за сниженной мотивации учения, не грамотно организованного процесса обучения.
В некоторых случаях у детей, страдающих дискалькулией, могут возникнуть симптомы сразу нескольких форм. После определения вида специалист разрабатывает терапию, направленную на коррекцию нарушения и дальнейшую профилактику развития у ребёнка других её форм.
Существует такое понятие, как акалькулия — это нейропсихологический симптом, который проявляется в нарушении счёта и счётных операций из-за поражения различных участков коры головного мозга. Не нужно путать его с дискалькулией.
Заподозрить появление у ребёнка дискалькулии можно ещё до наступления школьного обучения. Достаточно предложить 5–7-летнему ребенку посчитать что-то, после чего можно увидеть, что выполнение элементарных математических действий вызывает у него значительные трудности.
За первичной консультацией родители обращаются к педагогам, школьным психологам, логопедам, к дефектологу
Тестовые задания для детей младшего школьного возраста:
посчитать от 10 до 20 (счёт до 10 может быть безупречен);
расположить числа в порядке возрастания и убывания;
сравнить два числа;
определить название геометрических фигур, классифицировать их по цвету, размеру;
выполнить арифметические действия (сложение и вычитание);
проанализировать схему тела человека;
определить направление вправо-влево.
Специалист уделяет внимание условиям проживания и воспитания, наличию неврологических и психических болезней у пациента, дислексии и дискалькулии у матери или отца.
Психолог выполняет ряд специфических проб:
Классификация, сравнение, счет. Для обследования старших дошкольников используются пробы на прямой счет до десяти, сравнение размеров и количества объектов, классификацию предметов, идентификацию геометрических фигур. Учитывается развитие пространственной ориентировки, умение удерживать инструкцию, производить поэтапные операции.
Арифметические операции. Младшим школьникам предлагается выполнить тесты на расположение чисел по порядку их убывания и возрастания, сравнение чисел, решение примеров на сложение и вычитание, определение правой и левой стороны. Сложность тестов подбирается индивидуально с учетом возраста.
Перекодирование информации. Ученики среднего и старшего звена решают задачи, требующие переведения словесных конструкций («больше», «прирост на», «сокращение на») в математические схемы. Оценивается умение осуществлять сложные поэтапные операции, применять формулы, использовать дроби.
С целью дифференциальной диагностики исследуется общий уровень интеллекта, степень развития речи и мнестических функций. Полученные данные позволяют различить дискалькулию с олигофренией, ЗПР, педагогической запущенностью, задержкой речевого развития. Ключевым диагностическим признаком является изолированное снижение арифметических навыков при относительно нормальном развитии памяти, интеллекта, внимания, эмоционально-волевых качеств.
Продолжение 👇
3 минуты
2 марта 2023