9934 подписчика
А теперь давайте о НЕштатных НЕштатках
НН - это то, о чем не подумали заранее. Ну то есть то, что даже представить себе не могли. В этой ситуации важно действовать четко и хладнокровно. Признать, что потери неизбежны, и искать выход, который их минимизирует.
У нас на была ситуация, когда 70 процентов орбитальной станции обесточилось. Ты живешь в постоянном шуме. Это 65–70 дБ, шум взлетающего самолета. И вдруг — тишина!
Звоним на Землю, в Центр управления полетами (ЦУП) NASA, и говорим: «Хьюстон, у нас проблемы!». Хьюстон отвечает: «Ребята, идите спать». Заснуть мы не смогли. Прикинули, что большинство систем вышло из строя. Собрались в российском сегменте, где еще оставалось электричество. Поняли, что запасов энергии у станции хватит на 2,5 дня. Возвращаемся домой, потому что починить то, что сломалось, не можем. А сломался радиатор, он снаружи, надо выходить в открытый космос. И выход будет неподготовленным, поскольку нужного оборудования нет.
В этой ситуации грамотно повела себя Земля. ЦУП Хьюстона экстренно собрал специалистов, работавших с системами, которые сломались. Некоторых спецов привезли в NASA на персональных самолетах. Собрали консилиум. Отработали действия: молодых астронавтов погрузили в воду, там они все отрепетировали. И утром у каждого из нас в компьютере был план действий.
Мы помогали американским коллегам, которые готовили срочный выход в открытый космос. Вышли и починили.
На Земле, как и в космосе, важно, чтобы была команда поддержки, которая мобилизуется по запросу и помогает починить то, что, казалось бы, исправить невозможно.
У вас были такие нештатные нештатки? Расскажите, как справились!
1 минута
2 марта 2023
25 тыс читали