733 подписчика
17 марта в Светлановском зале Московского международного Дома музыки Национальный филармонический оркестр России выступит с программой из сочинений С. Рахманинова и П. Чайковского.
Первую редакцию Первого концерта для фортепиано с оркестром фа-диез минор С. Рахманинова, созданную композитором в студенческие годы, с коллективом исполнит российский пианист Александр Гиндин.
Следует отметить, что, являясь блестящим виртуозом и известным музыкальным исследователем, Александр Гиндин не впервые обращается к редким редакциям сочинений Рахманинова в творческом партнерстве именно с Национальным филармоническим оркестром России. Так, в апреле 2022 года в исполнении музыкантов прозвучала первая редакция знаменитого Четвертого концерта соль минор, содержащая значительные отличия в сравнении с популярной в репертуаре концертирующих пианистов третьей редакцией.
Став одним из первых опытов Рахманинова в жанре концерта (известно, что в 1889 году в возрасте шестнадцати лет композитор работал над концертом до минор, но так и не завершил его, переключившись на фа-диез минорный), Первый концерт для фортепиано в значительной мере воплощает творческий поиск молодого автора: в нем слышны романтические интонации, присущие творчеству Шумана, Шопена, Грига, монументальность традиций Листа и Рубинштейна, лирический драматизм Чайковского. Будучи в равной степени талантливым пианистом-исполнителем, в своем Первом концерте Рахманинов утверждает господство солирующей партии над оркестром - принцип, который в значительной мере проявится впоследствии и в его Третьем концерте.
Премьера первой редакции концерта состоялась в стенах Московской консерватории в марте 1892 года в исполнении автора. Переработав концерт в 1917 году, уже после создания Второго и Третьего концертов, на пике своей творческой зрелости, Рахманинов вновь исполнит его в 1919 году в США, дав жизнь традиционному и наиболее популярному у пианистов второму изданию. Однако в программе предстоящего концерта для слушателей прозвучит именно первая редакция сочинения, ныне весьма редко звучащая на классических сценах.
Программу концерта продолжит симфония си минор «Манфред» П. Чайковского.
Сочинение явило собой исключительную веху в творческом наследии композитора: единственный раз в начале каждой из четырех частей симфонического цикла Чайковский представил развернутую литературную программу, созданную по мотивам поэмы Байрона, демонстрируя пример скорее живописной описательности, нежели более привычной Чайковскому сконцентрированной психологичности. Объясняется это тем, что написать симфонию именно на этот сюжет Чайковского уговорил Балакирев, у которого уже была созданная ранее, в конце 60-х годов, программа, изначально предназначенная для Берлиоза.
Возможно, именно это и стало причиной весьма смешанных чувств, которые испытывал Чайковский к своему сочинению. После премьеры «Манфреда» в письмах к Н. фон Мекк композитор высказывается весьма эмоционально, в буквальном смысле испытывая то любовь, то жгучую ненависть к произведению: «Между моими ближайшими друзьями одни стоят за «Манфреда» горой, другие остались недовольны и говорят, что я тут не сам собой, а прикрытый какой-то. Сам же я думаю, что это мое лучшее симфоническое сочинение...». Тем не менее через некоторое время он писал уже совсем иные строки: «Что же касается «Манфреда», то без всякого желания порисоваться скромностью, скажу, что это произведение отвратительное и что я его глубоко ненавижу, за исключением одной первой части... (особенно финал есть нечто смертельное)...».
Противоречия автора отнюдь не помешали симфонии «Манфред» обрести популярность на лучших сценах мира, плотно войти в репертуар крупнейших оркестровых коллективов и вновь и вновь воплощаться в десятках блестящих трактовок в аудиозаписях.
Партия солирующего органа прозвучит в исполнении Евгении Кривицкой.
Дирижер - Арсентий Ткаченко.
Билеты на концерт доступны на официальном сайте ММДМ по ссылке:
https://www.mmdm.ru/reserve-ticket/6245/
3 минуты
13 марта 2023