Найти в Дзене
104,8 тыс подписчиков

Часто в комментариях пишут что-то вроде «а как же вот в период войн с Наполеоном или с турками русские солдаты никаких требований не выдвигали и спокойно шли на смерть». Тут есть два момента (на самом деле гораздо больше, но два основных).

Первый — до второй половины XIX века российские вооруженные силы комплектовались на основе рекрутчины. То есть, солдаты «тянули лямку» фактически пожизненно («солдат — отрезанный ломоть»), выпадая из своей предыдущей социальной категории (крестьянство). Для таких солдат мотивация часто заключалась в войне за «родной полк и товарищей». При этом, рекрутчина фактически освобождала наиболее «буйных» (а таких, как правило, и отправляли в армию) от крепостного права.
К 1914 году (и тем более к 1917) всё было иначе. В армии оказались миллионы случайных людей, немалая часть из которых службу не проходила или проходила её давно. И они, эти люди, прекрасно понимали, что призвали их не на двадцать пять лет, а «на время». А значит, психологически они были скорее крестьянами, рабочими, интеллигенцией, а не солдатами. Кстати, это и многих офицеров «военного времени» касается.
Второй момент ещё проще: в период внутренних кризисов отдельные части могли выступать на стороне восставших против власти и ранее. Например, так было в период Пугачевского восстания 1773 — 1775 гг. Я уж молчу про активнейшее участие гвардии в дворцовых переворотах.
И здесь работало два момента: как сложнейшая для страны за много-много десятилетий кризисная ситуация, так и специфика общества (развивавшийся капитализм с элементами феодализма и разнообразных общественных пережитков, особенно в деревне), которое раздиралось внутренними противоречиями...
Часто в комментариях пишут что-то вроде «а как же вот в период войн с Наполеоном или с турками русские солдаты никаких требований не выдвигали и спокойно шли на смерть».
1 минута
30,5 тыс читали