2793 подписчика
Продолжение поста, опубликованного выше.
В отчете фирм Marsh McLennan и Zurich Insurance Group
отчете говорится, что Covid-19 и вооруженный конфликт на Украине сделали наиболее насущными глобальными проблемами энергетический кризис, нехватку продовольствия и инфляцию.
Как прокомментировала результаты исследования руководитель отдела управления рисками Marsh в континентальной Европе Каролина Клинт, «мы смотрим на эти риски как на нечто новое, но в то же время жутко знакомое. Мы видим возвращение некоторых старых проблем, в решении которых мы вроде бы уже добились хорошего прогресса, но теперь они вновь вернулись на карту рисков».
В пояснение к отчету стоит добавить, что значительную роль в раскручивании инфляции в последние годы внесла пандемия и, как следствие, глобальное затворничество человечества в своих государственных «противовирусных убежищах».
Инфляция начала разгон еще в 2021 году — по мере открытия стран. Тогда после 2-летнего потребительского воздержания и дефляции спрос стремительно рванул вверх, потащив за собой цены. В результате инфляция в Евросоюзе возросла до 5%. Причем уже тогда основной рост был связан с энергоносителями. За 2021 год их цены увеличились на 26%. На их фоне повышение стоимости алкоголя и табака — самых дискриминируемых товаров в ЕС выглядит ничтожным — 3,2%, на промтовары — 2,9%, услуги — 2,3%.
Нынешний год с его политическими рисками только усугубил положение. В итоге та же Европа, точнее зона евро, получила инфляцию на уровне 16%. Одновременно «поплыли» цены по отраслям. Например, за счет подорожания топлива стало менее выгодно перевозить грузы морским транспортом. Тем более что на него теперь давят ограничения на использование традиционных видов топлива — в целях снижения атмосферных выбросов. А учитывая ставшую хронической закрытость Китая на противоэпидемические процедуры, оказалось выгоднее перенести производство высокотехнологичных товаров, например чипов, обратно в Европу. Все это создает дополнительную нагрузку на цены.
Особую заботу авторов доклада вызывает влияние кризиса на стоимость жизни на уязвимые группы населения. По ее словам, это «очень трудно принять», но сделать, по большому счету, никто ничего не может. «Правительства сейчас действительно работают над смягчением этого воздействия, в то же время они пытаются защититься от растущей инфляции и обслуживать исторически высокие долговые нагрузки» — отметила специалист компании Marsh. При этом в ближайшие годы правительства вынуждены будут метаться между решением социальных проблем, угрозами для окружающей среды и рисками безопасности.
Среди двухлетних рисков респонденты чаще всего называли «стихийные бедствия, геоэкономическую конфронтацию, эрозию социальной сплоченности, широкомасштабную киберпреступность, крупномасштабную вынужденную миграцию и кризис природных ресурсов, а также изменение климата». К основным рискам в долгосрочной перспективе авторы доклада отнесли проблемы, связанные с изменением климата, к которым присоединились киберпреступность и миграция.
Стоит отметить, что стоимость жизни в списке отсутствовала. По мнению Каролины Клинт, это можно истолковать не как забывчивость авторов, а как признак оптимизма: «что мы сможем выйти из этого стресса, в котором мы находимся в настоящее время, который является результатом сложного кризиса».
2 минуты
12 марта 2023