Найти в Дзене

💫Елена ИСТРАТОВА - критик, музыковед о концерте маэстро Владимира СПИВАКОВА 12.03 2025Ш в СПБ

📍Такие концерты-события – воспоминания на всю оставшуюся жизнь.
На сцене два абсолютных гения – Владимир Спиваков и Денис Мацуев.
В концерте к 80-летию Владимира Теодоровича, которое отмечается в этом году, они исполнили сонаты Брамса и Франка. А потом – целую жемчужную россыпь пьес-бисов: Элегия Массне, Венгерский танец Брамса, пьесы Дебюсси, Равеля, Мануэля де Фальи, Вокализ Рахманинова (!!!), Танго Пьяццоллы (!!!), Танго и Полька Шнитке. И еще не все вспомнила. Все сыграно шедеврально неподражаемо.

Из особых ощущений от концерта.

Сначала о Денисе Мацуеве. Могучий пианистический стиль, как и мощную богатырскую стать Дениса, трудно «припрятать». Но с какой же невероятной деликатностью он существовал в ансамбле на уровне, условно, меццо форте, ни на секунду не перекрывая Спивакова. И дело не в силе звука, а в осознанном стремлении «приглушить» свойственный ему как солисту объем звучания, достичь того звукового баланса, который бы позволил быть максимально свободным в самовыражении Маэстро.

И эта деликатность присутствовала не только в игре, но и поведении на сцене. Физически в Мацуеве поместились бы два Спивакова. Но он умудрялся даже зрительно уменьшаться и только в финале выходил со второй линии, не претендуя на равные аплодисменты. Какое потрясающее воспитание у этого молодого человека и какое невероятное, искреннее, не показное уважение к Мэтру. Я просто обожаю его за это редкое человеческое благородство.

И при этом, когда он вырывался на первый план в своих законных соло, захлестывало ощущение, всегда сопровождающее меня, когда я слушаю Дениса Мацуева. Кажется, что музыка – это органическая и неотъемлемая часть его организма. Стоит ему прикоснуться к клавишам, и она рождается из его плоти и крови, струится из пальцев настолько легко, словно он ее выдыхает. А рояль – это продолжение его. Да, сегодня много хороших пианистов, но только в нем я чувствую изначальное присутствие музыки, как божественного дара. Этому невозможно научить. С этим можно только родиться. И самое главное, что для него самого выдыхать музыку – это огромное счастье, наслаждение. И поэтому таким же счастьем это отзывается в нас, слушателях.

Что касается Владимира Теодоровича, то слушая его у меня рождались другие мысли, уже свойственные моему возрасту. Я думала о том, что значительная часть его жизни – это и часть моей жизни. Я помню, как в нашу жизнь ворвался юноша невероятного музыкантского обаяния, артистизма. Вспыхивающая на лице улыбка и чертики в глазах были тогда не очень свойственны академическим музыкантам. Его особость еще ярче проявилась, когда он встал за дирижерский пульт перед оркестром. Он заставил своих виртуозов быть живыми, открытыми, эмоциональными. По сути – совершил прорыв в эстетике оркестрового исполнительства.

Я с огромным интересом следила за тем, как все больше раскрывался масштаб его личности – и в исполнительстве, и в мыслях, которыми он все чаще стал делиться с нами, и в его широкой общественной деятельности. Меня покоряло присутствие во всем, чем бы он не занимался, интонации не напускной, а подлинной интеллигентности.

И вот сегодня он играет не только с мастерством, которое совершенно не совместимо с цифрой 80, но и открывая новые грани и нюансы в музыке, «прорисованные» мудростью и глубиной слышания музыкального текста до самого дна.
Но самое поразительное, что чертики в глазах – те же!!!)))

Какое же это счастье слушать таких музыкантов! Какое счастье, что они есть в нашей жизни!
2 минуты