Найти в Дзене

ЗАГАДКИ КОНВОЙНОГО СУНДУКА

Экспонат недели

В конце 2001 года директор Североуральского краеведческого музея Светлана Ивановна Литосова привезла из Верхотурья несколько интересных предметов. Их осмотрели, описали, измерили и кое-как нашли место в очень маленьких музейных фондах. На одном из предметов – сундуке, обитом железом – была надпись на задней стенке, которую также зафиксировали в карточке музейного предмета. Внутри сундук деревянный. Снаружи он обит железом с железными же фигурными вертикальными накладками. С двух сторон ручки. Замки накладной и внутренний. Крышка крепится при помощи рояльных петель.

Надпись на задней стенке такая: «СОБСТВЕННАГО ЕГО ВЕЛИЧЕС КАНВОЯ 1 КУ СОТ ГРИГОРЕЙ ГОРБЪ 1895 ГОДА 4 ФЕВРАЛЯ». Это значит, что сундук принадлежал казаку 1-й Кубанской сотни Собственного Его Императорского Величества конвоя Григорию Горбу. В Именном указателе к Приказам по казакам Кубанской волости за 1880-1899 гг. упоминаются три Григория Горба. По всей вероятности, этот сундук принадлежал одному из них. Официальной датой основания конвоя считается 18 мая (31 мая по новому стилю) 1811 года, когда была образована лейб-гвардии Черноморская казачья сотня из кубанских казаков.

Слово «конвой» сто лет назад имело совершенно другое значение, нежели в наши дни. Казаки из конвоя были не просто телохранителями императора и членов его семьи, они также выполняли разные поручения Романовых. Казаков из конвоя они знали по именам. Какой-то специальной подготовки при приёме они не проходили, так как подразумевалось, что казак уже прирожденный воин и верный слуга своего царя. При этом с ними постоянно проводились занятия, они занимались несением караульной службы. В подготовку казаков входили джигитовка, стрельба и ориентирование на местности, их даже обучали правилам этикета.

В станицах, как только рождался в семье мальчик, начинали думать о его сборах в армию. Несколько лет откладывали деньги на необходимые для службы вещи. Если же средств не хватало, то занимали у родственников, или сдавали в аренду надел земли. Для выбора казаков офицеры выезжали в станицы. Казачьи атаманы показывали им всех подходящих для службы молодых людей, которые затем проходили строевую и медицинскую комиссии. Ветеринар осматривал их коней на предмет их годности для службы.

Окончательно выбранные в Конвой казаки обязаны были:
1. В войсковой больнице ещё раз пройти медицинскую комиссию;
2. В войсковой ремесленной школе приобрести за свой счёт новое строевое гвардейское седло, башлык (суконный остроконечный капюшон) и бурочные сапоги.

Из собственного обмундирования и вооружения казаки, выбранные в Конвой, должны были иметь:
1. Хорошего курпея (каракуль) установленного размера на папаху;
2. Одну серую черкеску (суконный однобортный кафтан без ворота);
3. Один бешмет (кафтан со стоячим воротником);
4. Две пары белья;
5. Одни шаровары;
6. Две пары лёгких сапог (одна пара кавказских чевяк (мягкая кожаная обувь без каблуков) с ноговицами (принадлежность обуви или одежды, закрывающая голень с коленом));
7. Одну бурку (безрукавный плащ из войлока.);
8. Отделанную в серебре кавказскую казачью шашку (длинное клинковое оружие) с портупеей;
9. Такой же кинжал с поясом.

В последующие годы службы все казаки получали казённое обмундирование. К концу службы у каждого конвойца хранилось в его сундуке по несколько отслуживших свой срок мундиров. Эти мундиры переходили в их собственность и с гордостью ими носились в их станицах. В станицах часто можно было видеть старых гвардейцев в алой офицерской фуражке. Это была известная вольность, так как казакам Конвоя фуражка, да ещё офицерского образца, присвоена не была. Фуражку и офицерское пальто казаки Конвоя заказывали себе перед уходом со службы.

А по каким причинам наш сундук остался на Урале, а не уехал вместе с хозяином на родину, нам, к сожалению, неизвестно.

Расследование вела главный хранитель Елена Зеленина.

3 минуты