54 подписчика
Недавно мы писали о выставке Виктора Михайловича Васнецова в Русском музее 🎨 и о том, как относиться к неорусскому стилю с точки зрения сохранения и передачи культурного кода 📜
Сама выставка интересна, мастерство художника неоспоримо, его достижения как археолога несомненны. Это чтобы отсеять вопросы культурологические 🤔
Но выходишь с ощущением давления, некоторого насилия над собой. Картины Васнецова, при всей их спорности, ложатся в голову и сердце "бесшовно", а Рериха - нет 💔
Почему, можно задать себе вопрос. Ведь он всегда считал себя русским, просто в путешествии (полжизни прожил в Индии и умер там же) 🌏 Закончил Академию художеств в классе Куинджи, прослушал весь курс исторического факультета Санкт-Петербургского университета параллельно с учёбой ещё и на юриста. Раскапывал как археолог Древнюю Русь...
Но нет. Даже иконы в его исполнении кажутся чужими. На выставке их интересно разбавили "настоящими" (насколько настоящей может быть икона вне молитвы), но это только усилило контраст 🎭
И если до эмиграции (говорят, вынужденной) ещё можно как-то подстраиваться под его стиль, то после уже не получается 🚫
Мы не сторонники конспирологии и не думаем, что это все заговор каких-то сил (кто сказал масоны?) по разрушению православия и русского культурного кода, и Рерих к нему присоединился в его поездке через Лондон и США (или уже давно был среди них?), а потом с неким заданием (искать Шамбалу?) уехал в Азию создавать свою философию и практику 🌍
Более реально выглядит настоящее, как и должно быть у мастера, погружение в иную культуру, её восприятие на уровне сердца. Это погружение, проведенное в эпоху отказа от старого мира, его фактического разрушения всеми сторонами, сделало Рериха одним из первых "граждан мира". Тогда это было ново. Судить за желание погружаться сердцем нельзя, это выбор каждого. Но в итоге имеем подспудно ощущение чужого 😐
Такие мысли по итогам выставки. В любом случае рекомендуем! Что думаете? 🤔
#картины
1 минута
29 января