Найти в Дзене
54 подписчика

Образ-парадигма сакрального города как матричная структура 🏙️


Продолжаем тему иеротопии, сегодня пройдемся логическим анализом по сакральной топике. Понятно, что без духовного восприятия картина будет неполной, но понимание структуры города даже в таком ключе дает неплохую основу для понимания смыслов 🧠

Надо отметить, что отношение к городу как к сакральному пространству формируется ещё в Ветхом Завете. Вот пример из Псалтири:

«Велик Господь и всехвален во граде Бога нашего, на святой горе Его. Прекрасная возвышенность, радость всей земли гора Сион; на северной стороне <её> город великого Царя. Бог в жилищах его ведом, как заступник <...>. Как слышали мы, так и увидели во граде Господа сил, во граде Бога нашего: Бог утвердит его на веки. <...> Пойдите вокруг Сиона и обойдите его, пересчитайте башни его; обратите сердце ваше к укреплениям его, рассмотрите домы его, чтобы пересказать грядущему роду, ибо сей Бог есть Бог наш на веки и веки: Он будет вождём нашим до самой смерти» (Пс 47)
✝️

Сакральная топика христианского города исторически складывается не стихийным образом, но путём реализации некоторых базовых организационных моделей (или матриц). Можно попытаться их систематизировать, определив наиболее часто применяемые модели. Таковыми являются:

1️⃣культурно-историческая модель;
2️⃣литургическая модель;
3️⃣эсхатологическая модель;
4️⃣символическая модель.

В основе каждой модели лежит некая матричная структура, имеющая сакральное содержание и поддающаяся визуальному выражению посредством ряда сходных друг с другом форм и формальных композиций. Такое производящее смысловое ядро каждой из этих моделей может быть обозначено особым термином «образ-парадигма», если при этом образ понимать не как внешность, а как специфический коммуникативный конструкт 🌟

Образ-парадигма «не предполагает мистического восприятия, скорее он связан с особым типом мышления, в котором наши привычные категории художественного, ритуального, визуального и пространственного переплетаются в одно нерасчленимое целое»; он определяет и инициирует «многие символические структуры, а также смысл конкретных изобразительных мотивов» 🎨

Так, в первой модели образом-парадигмой является исторический Иерусалим (город в Палестине), во второй – храм как пространство сакрального действия, в третьей – Небесный Иерусалим как город-храм будущего, в четвёртой – какой-либо священный «геометрический» символ (крест, круг, треугольник). И если сам образ-парадигма, по словам А. М. Лидова, «напоминает метафору», то всякое его воплощение в реальном пространстве оформляет это пространство как визуальную аллюзию, отсылающую любого воспринимающего её (то есть располагающего кодом для адекватного восприятия её смысла) к исходной сакральной метафоре, к образу-парадигме 🔍

По материалам работ Сергея Аванесова.

Икона "Пономарская дверь", 1570-е гг.
#иеротопия
@Канал о зодчестве и смыслах «Русский Зодчий» / Дзен / VK
Образ-парадигма сакрального города как матричная структура 🏙️  Продолжаем тему иеротопии, сегодня пройдемся логическим анализом по сакральной топике.
2 минуты